Недавно в очередной раз пересматривал фильм Евгения Татарского "Золотая мина". Фильм снимался для Ленинградского телевидения и его премьера состоялась осенью 1976 года. А летом следующего года картину показали уже на Центральном телевидении.
Про этот фильм у меня будет отдельная статья, но уже сейчас я могу сказать, что считаю его одним из лучших детективов 70-х годов. Прежде всего из-за его гармоничности, но об этом позже. В данной статье мне бы хотелось рассмотреть всего лишь одну грань этого фильма.
Быт в советском кино
Мне всегда казалось, что в советском художественном кинематографе обычная бытовая жизнь людей приукрашивалась. Какие-то огромные квартиры, наличие у многих людей автомобилей, постоянные ресторанные сцены. Всё это выбивалось из реальной жизни.
В пример я всегда приводил польское кино, в котором быт людей выглядел гораздо проще, чем в советских фильмах, можно даже сказать приземлённо. Не буду сейчас обсуждать, какой из этих методов более правильный.
Документальность уличных сцен
А вот в этой ленте уличные сцены сняты таким образом, что с ними вполне могут работать специалисты, которые изучают культуру людей советской эпохи. При просмотре уличных сцен у меня создаётся впечатление, что я иду вместе с героями фильма по ленинградским улицам.
Не знаю только, является это заслугой оператора или режиссёра.
И сопровождает этот видеоряд замечательная музыка Исаака Шварца.
Транспорт на улицах
По фильму можно изучать автопарк того времени, как личный, так и общественный. Непонятно только, откуда в Ленинграде в 1976 года такая машинка с иностранной регистрацией!
А вот в изучении маршрутов общественного транспорта ориентироваться на советские фильмы нельзя. В кино транспорт по маршрутам ходил не так, как это было в реальности, а так, чтобы получалась красивая картинка на экране.
Типичный пример в фильме "Первый троллейбус".
Троллейбус начинает маршрут в Одессе, а заканчивает его в Москве.
Олег Даль в фильме "Золотая мина"
Олег Даль играет в фильме одну из главных ролей. Не могу ручаться за достоверность информации, но где-то читал, что он снимался в своей собственной одежде. Вот как Олег Даль ходил в жизни, так и снимался.
Фильм двухсерийный, но герой, которого он играет впервые появляется на экране только в конце первой серии. Да и вообще он немного занимает экранного времени. Мне показалось, что на протяжении всего фильма оператор не снял ни одного крупного плана с участием Олега Даля.
Тем не менее его работа в роли Косова-Брунова остаётся в памяти. Вот что значит талант.
Во что одет Олег Даль
Когда я увидел сцену, в которой к герою Даля приходил мнимый водопроводчик в лице Евгения Киндинова, то мне показалось, что где-то я уже видел подобный прикид.
Белый верх, синий низ.
Белая футболка с красно-чёрным рисунком и с красной окантовкой на рукавах и на шее.
Во что одет Вагант
И тут я вспомнил. У меня тоже есть фотография, на которой у меня белый верх и синий низ. Точной даты этой фотосессии я не помню, но, скорее всего, она была сделана в 1976-1978 годах, то есть именно тогда, когда вышел на экраны этот фильм.
В пользу этой датировки говорит и тот факт, что моя футболка посвящена летним Олимпийским играм, которые состоялись в 1976 году в канадском Монреале.
Такая же красно-чёрная палитра и такие же красные окантовки.
Только не подумайте, что я одевался под Олега Даля. Подобное совпадение абсолютно случайно.
Каким образом и где приобреталась моя одежда, я уже не помню.