Найти тему
CityWalks

Иркутск или Красноярск: сравнение двух городов

Оглавление

Наверное каждый человек хоть раз задумывался о переезде. Конечно, чаще всего это лишь мимолетная мысль, не ведущая ни к каким переменам. Но все же есть те, кто твердо намерен изменить свою жизнь, переехав в другой город. И часто перед ними возникает дилемма - какой город выбрать для переезда? Где они будут чувствовать себя максимально комфортно? Какие перспективы их ждут? Для того, чтобы помочь им ответить на эти вопросы, и существуют статьи, подобно этой.

В данной статье я собираюсь рассмотреть два города - Иркутск и Красноярск. Эта два крупнейших центра притяжения Восточной Сибири. Понятное дело, они конкурируют друг с другом. Оба города претендуют на то, чтобы считаться столицей Восточной Сибири. Иркутск в силу исторических причин - в свое время город был столицей не только Восточной, но и всей Сибири. Красноярск - потому что это самый крупный город региона. Так давайте же рассмотрим плюсы и минусы обоих городов, сравним их, а также попробуем разобраться, кому они подойдут для жизни.

Скажу сразу, данная статья носит субъективный характер. Я пишу ее, исходя из своих опыта и впечатлений, которые могут отличаться от ваших. Само собой, я не намереваюсь как-то оскорбить или принизить жителей Иркутска или Красноярска. Оба этих города по-своему хороши, я же хочу просто сравнить их. На этом вводная часть закончилась, давайте уже перейдем к главному.

Внешний вид города

Одним из главных факторов, влияющих на наше восприятие города является его внешний вид. Красив он или нет, есть ли тут достопримечательности или это самый заурядный город? Тут можно вспомнить одну народную мудрость: встречают по одежке, провожают по уму. Это относится и к городам. Прежде всего мы обращаем внимание именно на внешний вид города, а уже затем смотрим на остальные факторы, вроде социальной инфраструктуры, ситуации с работой и т.п. Поэтому я считаю данный критерий одним из важнейших в восприятии любого города. Давайте теперь сравним Иркутск и Красноярск.

Начну со сравнения центров двух городов. В Иркутске центр города представлен в основном дореволюционными и сталинскими зданиями, вставки современной архитектуры минимальны. В городе сохранилась средовая застройка, что очень важно для восприятия города. Кроме того, Иркутск по праву можно назвать столицей деревянного зодчества в России. Здесь множество деревянных особняков разной степени красоты, от шикарных усадеб до простеньких доходных домов. Несмотря на многие проблемы, деревянная архитектура города сохраняется, ее ценят и пытаются развивать. Благодаря всем вышеперечисленным факторам Иркутск внесен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Центр Красноярска совершенно иной. Он гораздо меньше и неоднороднее. Тут перемешались дореволюционные, советские и современные здания. Вполне нормально увидеть церковь, построенную в начале 19 века, по соседству с хрущевкой, позади которой будет виден небоскреб. Если говорить про деревянное зодчество, то во времена СССР оно массово уничтожалось, так что до нашего времени дошло немного. Хотя, стоит это отметить, местные власти все же осознали ценность подобной архитектуры и, перенимая практику Иркутска, стали реставрировать свое деревянное наследие. Яркий тому пример - Исторический квартал. В целом можно сказать, что в Красноярске сохранилось не так уж много дореволюционных зданий. К примеру, на улице Карла Маркса, одной из самых старых улиц города, сохранилось всего лишь 18 домов, построенных в царское время. При этом те здания, что все таки дошли до наших дней, выглядят отлично. Видно, что за ними ухаживают, что их реставрировали, что власть не забила на них. В этом плане Красноярск гораздо лучше Иркутска, где многие исторические здания просто разрушаются.

Несмотря на то, что дореволюционной архитектуры не так уж много, в Красноярске много невероятных в своем великолепии сталинок, а также сурового и брутального модернизма, который, по моему мнению, является визитной карточкой города.

В целом я считаю, что в силу многих исторических причин центр Иркутска выглядит выигрышнее центра Красноярска. Мое мнение основывается на его размерах и однородности. Тем не менее, центру Красноярска тоже есть, чем вас привлечь. Оба города по-своему прекрасны, но я все же отдам предпочтение Иркутску.

Если говорить про внешний вид спальных районов, то мне однозначно больше импонирует Иркутск. Сейчас поясню. В предыдущих статьях я писал о том, что Красноярск страдает гигантизмом. В спальных районах очень широкие улицы, невероятно большие расстояния между домами, да и сами здания в основном девятиэтажные и очень длинные. Лично мне было некомфортно находится в подобных районах. Это нечеловеческий масштаб, и он сильно давит на тебя. О каком-то уюте говорить не стоит. Подобный гигантизм является порождением модернистского подхода к архитектуре города, преобладавшего во второй половине 20 века. Но, что самое интересное, после крушения советского строя данный подход продолжал существовать и уверенно чувствовал себя все нулевые. Только в последние несколько лет в городе начали появляться хорошие примеры человечной среды, вроде микрорайона Южный Берег, где дома нормальных размеров, а окружающая среда дружелюбная и уютная. Плюс ко всему, в послевоенной застройке Красноярска преобладают брежневки, являющиеся прообразом современных человейников. Конечно, с точки зрения модернистской эстетики, выглядит это круто. Но с точки зрения комфорта - все очень плохо. Чтобы лучше понять меня, стоит посмотреть фотографии типичного спального района Красноярска.

В Иркутске дела обстоят совершенно иначе. Здесь вы в принципе не встретите брежневок, их просто не строили в этом городе. В спальных районах преобладает хрущевская застройка. Я думаю, вы понимаете, чем она лучше того, что можно наблюдать в Красноярске. Дома небольшие, расстояния между ними небольшие, да и в целом выглядят они милее и приятнее, чем брежневки. В них есть какой-то уют, своя атмосфера. В целом, большая часть спальных районов Иркутска - пятиэтажная. Девятиэтажки конечно тоже есть, но их меньше и они являются модификациями хрущевок. Можно заключить, что иркутский модернизм более человечнее, чем красноярский, и поэтому спальные районы тут приятнее. Хотя и ему нередко свойственен гигантизм, правда, не в таких масштабах, как в Красноярске. Напомню, я говорю именно про внешний вид. В плане планировок и качества строительства хрущевки несомненно проигрывают брежневкам. Если говорить про современное строительство, то оно тоже более сдержанное, чем в Красноярске. Долгое время в Иркутске не решались строить высотные здания из-за высокой сейсмоактивности, ситуация стала меняться только в последние годы. Так что многие новостройки, особенно нулевых и начала десятых годов, имеют максимум 9 этажей. Давайте посмотрим на фотографии спальных районов Иркутска.

Подводя итог, скажу, что в плане внешнего вида Иркутск выигрывает Красноярск.

Общественные пространства

Я абсолютно уверен в значимости общественных пространств для комфортной жизни в городе. Всем нам иногда хочется отдохнуть в парке, а может даже сходить туда на пикник. В жару люди идут на набережные, чтобы освежиться. В скверах же люди останавливаются отдохнуть на своем пути из пункта А в пункт Б.

Даже если город не имеет особо исторической застройки, в нем нет каких-то значимых архитектурных объектов, но в нем развита сеть общественных пространств, то он обречен на успех. Конечно, наличие красивых зданий -это круто, но много ли от них толку, если тебе негде банально присесть, не говоря про приятное времяпровождение. К сожалению, пока лишь немногие российские города осознают ценность хороших общественных пространств. Это, очевидно, Москва, в какой-то степени Санкт-Петербург. Прорыв в сфере крутого благоустройства сделала Казань. К списку этих успешных городов можно, к слову говоря, добавить и Красноярск.

Давайте теперь посмотрим, как с этим обстоят дела в двух центрах Восточной Сибири.

Иркутск - это история про город с красивой архитектурной и ужасными общественными пространствами. В центре города, помимо небольших скверов, вы особо ничего не найдете. В принципе, это понятно, однако то, что есть, ни в коем случае нельзя назвать хорошим. Иркутские благоустроители любят побаловаться заборами, поэтому некоторые центральные скверы просто загромождены уродскими и ненужными заборчиками.

За пределами центра ситуация обстоит лучше, есть скверы, парки, бульвары, даже смотровые площадки. Но проблема не в том, что в Иркутске нет общественных пространств. Их много, хотя по различным районам ситуация может сильно изменяться. Проблема в том, что большинство из этих общественных пространств ужасны. Они глупо спроектированы, там нечего делать, там стоить какая-то вырвиглазная уличная мебель, нередко там проблема с озеленением. Складывается ощущение, что в городе делают общественные пространства не для улучшения жизни горожан, а просто чтобы освоить деньги, поэтому над качеством никто не думает. Естественно, что никто такими пространствами не пользуется и они просто вынуждены пустовать.

Примеры плохих общественных пространств Иркутска.

Хотя все же не все так плохо. В Иркутске есть несколько удачных примеров общественных пространств, которые привлекают людей со всего города, где есть множество сценариев отдыха, где просто интересно находиться. Но, что самое главное, в последнее время стало появляться больше если не хороших, то хотя бы неплохих общественных пространств. Так что можно отметить улучшение ситуации, но до нормального уровня все еще далеко.

Примеры хороших общественных пространств Иркутска.

В общем, думаю, ситуация с общественными пространствами в Иркутске понятна. Проблем очень много, но намечается тенденция на их решение. Но пока что в городе не так уж и много мест, где можно приятно провести время.

Красноярск является гораздо более благоустроенным городом, нежели Иркутск. Здесь множество крутых общественных пространств, причем как в центре, так и за его пределами. В отличие от Иркутска, в Красноярске активно используют Енисей. В городе появляются классные набережные, где есть множество сценариев времяпровождения. Причем это касается не только центра, но и спальных районов (например, Ярыгинская набережная). В целом общественные пространства Красноярска выделяются своей грамотной планировкой и продуманностью. Все они имеют зонирование: есть зоны для прогулок, для детских развлечений, для тренировок, просто для прохода. При этом зоны, как правило, не пересекаются друг с другом, поэтому никто никому не мешает. Кроме того, проектировщики не забывают и о людях. В новых парках, на площадях или набережных обязательно будут какие-нибудь кафе, места для сидений и, что очень важно, бесплатные туалеты. Причем это не позорные синие кабинки, унижающие достоинства человека, а нормальный теплый стационарный туалет. В этом плане Красноярск большой молодец, потому что в России, как правило, об этом не думают. В том же Иркутске даже если и появляется неплохое общественное пространство, то туалетов там не будет, о них просто вряд ли кто-то подумал. И это глупо. Помимо этого, при благоустройстве в Красноярске высаживают многолетние растения, которые даже зимой украшают пространство.

Также радует, что общественные пространства в Красноярске развивают не только в центре, но и в обычных районах. Скажу больше - большую часть крутых парков, скверов, бульваров и т.п. я видел за пределами центра. И в этом кардинальное отличие Красноярска от Иркутска, где более менее нормальные пространства можно встретить в центре и в Октябрьском округе, считающимся самым престижным для жизни. В остальных же районах с этим полная беда.

В целом видно, что Красноярск осознает ценность хороших общественных пространств. В действиях властей видна системность, что также не может не радовать. Причем делаются не только какие-то мегапроекты, вроде набережных или парков, но и совсем небольшие скверы. Поэтому неудивительно, что город растет как дрожжах и пользуется популярностью. Ведь здесь, несмотря на многие нюансы, думают об удобстве для жизни. В Иркутске с этим большие проблемы.

К слову, за время моего пребывания в Красноярске, я ни разу не видел плохих общественных пространств. Были конечно проходные, но откровенно глупых и убогих мне не довелось встретить. Хотя, наверное, такие тоже есть. Но, судя по всему, недолго им осталось существовать.

Примеры хороших общественных пространств Красноярска.

Если говорить про уровень развития общественных пространств, то тут Красноярск несомненный лидер. Иркутску до него как до Луны пешком.

Общественный транспорт

С первого взгляда может показаться, что общественный транспорт в Иркутске и Красноярске плюс/минус одинаковый. В обоих городах есть автобус, троллейбус и трамвай. Но стоит внимательно присмотреться, и вы поймете, насколько сильно Иркутск отстал от Красноярска.

Как можно охарактеризовать общественный транспорт Иркутска? Это смесь частников со своими вездесущими маршрутками и отсутствием расписания, с муниципальным транспортом, который гораздо лучше, но тоже со множеством проблем. Давайте сначала опишу, как дела обстоят у частников. В большинстве случаев, на маршрутах будут маршрутки. Однако также в городе вы часто можете встретить пазики. Это вообще позор. Их в принципе не должно быть на маршрутах, они были придуманы не для перевозки пассажиров в городах, а для сельской местности. Есть несколько маршрутов, где ходят полноценные автобусы, но тут тоже есть множество вопросов. В основном, это очень устаревший транспорт, а-ля корейские автобусы из 90х годов. О каком-то комфорте говорить не приходится. При этом в последнее время наблюдается очень уж интересное явление. Частные перевозчики стали покупать списанные красноярские автобусы. При этом они даже не соизволили поменять ливрею. Поэтому по Иркутску ездят автобусы с надписью "Красноярский городской транспорт". Это просто позорище. И не надо забывать, что это частники. У них нельзя расплатиться картой, они не соблюдают расписание, а на остановках стоят до тех пор, пока салон полностью не забьется. В общем, это дно.

С муниципальным транспортом в Иркутске ситуация получше. Вместо ужасающих пазиков в большинстве своем ездят низкопольные автобусы средней и большой вместимости. Хотя и тут тоже есть маршрутки. Если говорить про троллейбусы, то тут ситуация неоднозначная. С одной стороны, хорошо, что эта система живет. С другой, троллейбусов в городе немного, половина из них уже старые, а интервалы между ними могут достигать по 20 минут и больше. Так что нельзя сказать, что система конкурентоспособна. Еще в Иркутске есть трамвай, но с ним тоже не все так просто. Есть ходовые маршруты, которые очень популярны и важны. При этом трамваев тоже не хватает, они уже изношенные и устаревшие, постоянно ломаются и т.д. Сами трамвайные пути тоже в плохом состоянии: многие из них пошли волнами. Обособлений тоже немного, хотя в последнее время стали говорить про их необходимость.

В целом, потенциал у общественного транспорта Иркутска большой. Город не угробил троллейбусные и трамвайные системы, и даже вроде намерен их развивать. Но главная проблема - это частники. И власти бояться начинать с ними бороться.

В Красноярске ситуация с общественным транспортом обстоит гораздо лучше. В городе вообще частным перевозчикам предъявляются серьезные требования, поэтому они вынуждены работать по тем же стандартам, что и муниципальный транспорт. Кроме того, абсолютно у всего общественного транспорта одинаковая ливрея. Стоит ли говорить, насколько это круто? Транспорт ходит по расписанию, он предсказуем и в нем действует бесконтактная оплата. Правда, проезд стоит дороже, чем в Иркутске, при этом он различается в зависимости от вида транспорта. Проезд на автобусе выйдет вам дороже, чем на троллейбусе.

Сам красноярский городской транспорт находится в более хорошем состоянии. На улицах в большинстве своем ездят новые низкопольные автобусы большой и средней вместительности. Троллейбусы тоже по большей части новые, в них приятно находится. Хуже всего дела обстоят с трамваем. Вагоны по большей части устаревшие, но, насколько я могу судить, они ходят по обособленным путям, а на остановках есть платформы. Главная проблема красноярского трамвая - он ходит только в спальном районе, вообще не заходя в центр. Вроде как, у властей есть планы строительства новых путей на левый берег города, в центр, но пока еще рано об этом судить.

Нельзя не отметить, что Красноярск вляпался в такую сомнительную авантюру, как строительство метро. Нет, не поймите меня неправильно, это самый эффективный вид общественного транспорта, и его наличие в городе является безусловным благом. Но проблема в том, что в Красноярске не будет достаточного пассажиропотока, чтобы нормально обслуживать хотя бы одну линию. Само строительство метрополитена обходится крайне дорого, и бюджету Красноярска это явно не под силу. Содержание и уж тем более развитие также требует значительных средств, которых у города просто нет. Возможно, вы со мной не согласитесь, тогда я приведу вам очень простой пример. Посмотрите на Санкт-Петербург, с населением в почти 5,4 млн. человек. Казалось бы, очень большой и богатый город, но стоит взглянуть на то, как здесь развивался метрополитен, и вы поймете, что это очень дорогая игрушка. У Санкт-Петербурга не хватает денег на развитие метро, в городе одна станция открывается раз в год. Многие районы ждут открытие метро десятилетиями. Хотя, казалось бы, второй город России, он может себе позволить. И это в городе, который в 5 раз больше Красноярска! И намного богаче его. Думаю, говорить про метрополитен в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах с населением в 1 млн человек бессмысленно. Про какое-то развитие там не идет и речи. В Екатеринбурге, например, последняя станция была открыта в 2012 году. Единственным удачным примером является Москва. Она может себе позволить открывать по 10+ станций в год. Но это единственный город в России, который может содержать и нормально развивать метрополитен. Думаю, вы поняли, что у Красноярска нет шансов, но при этом власти все равно настаивают на строительстве этой дорогой игрушки. Наверное, это связано с советской схемой: каждому городу-миллионику - метро. Проблема в том, что в то время банально не считали затраты.

Муниципальный автобус
Муниципальный автобус

В целом, общественный транспорт Красноярска оставляет гораздо более приятные ощущения, чем иркутский. Он более развит, и власти продолжают его развивать, закупая новые автобусы, троллейбусы и трамваи. Тут балл однозначно присуждается Красноярску.

Образование и карьера

Последний пункт, который мы рассмотрим в данной статье, я хочу посвятить образованию и дальнейшим карьерным возможностям. Я с уверенностью могу сказать, что в этом плане оба города конкурентоспособны и благодаря этому являются центрами притяжения со всей Восточной Сибири. Как в Иркутске, так и в Красноярске есть возможности для самореализации, однако и тут есть свои нюансы.

Давайте начнем с образования. В Иркутске есть множество университетов, техникумов и колледжей. Проблем с выбором специальности возникнуть не должно. Среди крупных местных вузов можно выделить ИРНИТУ и ИГУ, считающиеся одними из сильнейших университетов Сибири. ИРНИТУ, например, занимает 63 место в рейтинге российских университетов от Forbes. В целом, оба вуза попадают в престижные международные рейтинги, что говорит об их весомости. В целом, высшее образование в городе достаточно сильное, сюда за ним приезжает много студентов из соседних Улан-Удэ и Читы, не говоря про саму область. Однако некоторые местные вузы, достаточно популярные в городе и области, особо не котируются за ее пределами. Но, в общих чертах, городу есть что предложить. Кстати, на моем канале есть статья о том, почему Иркутск - студенческий город.

Как бы я не был уверен в уровне развития высшего образования Иркутска, я считаю, что в Красноярске он выше. В городе есть целый Сибирский федеральный университет, который в свое время объединил несколько крупных вузов Красноярска. Это громаднейший университет с собственным кампусом, который привлекает студентов со всей Сибири. По сути, одного такого университета уже достаточно, чтобы обеспечить город. Но Красноярск пошел дальше. В городе есть очень крупный технический вуз СибГУ имени Решетникова, в котором учится около 15000 студентов. Также в Красноярске есть Сибирский государственный институт искусств, довольно большой вуз с чисто творческим направлением. Есть свои медицинские и аграрные университеты. И это не говоря про многие более мелкие университеты, а также колледжи и техникумы. Очевидно, Красноярск предоставляет гораздо больший выбор специальностей, нежели Иркутск. Кроме того, тот же СФУ в рейтингах находится гораздо выше ИРНИТУ.

Если говорить про карьерные возможности, то в Красноярске их несомненно больше. Сам город крупнее, соответственно и работы больше. Кроме того, Красноярск - это промышленный город, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом я не хочу сказать, что в Иркутске с карьерными перспективами все плохо. Здесь тоже есть много предприятий, довольно неплохо чувствует себя бизнес, здесь находятся офисы крупных нефтяных компаний. Так что в Иркутске также можно самореализоваться, но все же стоит отдавать себе отчет в том, что в Красноярске возможностей будет побольше. При этом в Иркутске средняя зарплата выше и составляет 55.091 рубль, в то время как в Красноярске - 47.692 рубля.

Итог

Так какой же город лучше? Нельзя дать однозначный ответ, ведь каждый город имеет свои сильные и слабые стороны. Но, лично по моим ощущениям, Красноярск гораздо более комфортен для жизни, чем Иркутск. Экономика города далеко впереди иркутской, соответственно возможностей и перспектив больше. Однако если вы хотите жить в красивом городе с богатой историей и невероятной архитектурой, в городе с налетом былого величия, то Иркутск однозначно вам подходит. Говоря проще, Иркутск подкупает своей красотой, Красноярск - комфортом и возможностями. Тут уже каждый решает сам, что для него важнее.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. До следующей статьи!

#красноярск #иркутск #восточная сибирь #сравнение городов #плюсы и минусы #обзор города #города сибири