Найти в Дзене
Полярная крачка

Деревня Велькота: карстовая воронка, усадьба Блоков и самая короткая экотропа

Из-под выцветшего деревянного настила пробиралась бойкая растительность, шуршали под ногами старые листья, повсюду неуклюже лежали мёртвые стволы деревьев — некоторые упали сами, не выдержав времени и веса, а некоторые были искусно подточены бобрами, но, судя по цвету древесины, всё это происходило давно. Казалось, что место это всеми забыто и покинуто, от него веял такой лёгкий постапокалиптический флёр — так бы выглядели наши парки после конца света? Заросшие, запущенные, безлюдные. Очень странное место довелось нам с мужем посетить в середине мая. Мы ехали домой с южного берега Финского залива, где ночевали в палатке, и на обратном пути случайно увидели на карте обозначение особо охраняемой природной территории. Как оказалось, это была часть государственного природного заказника «Дубравы у деревни Велькота». Всего у этой ООПТ четыре участка, на трёх из которых на сухих возвышениях растут дубовые леса с примесью ясеней, вязов и клёнов. Но это не посадки, а естественные массивы, редки

Из-под выцветшего деревянного настила пробиралась бойкая растительность, шуршали под ногами старые листья, повсюду неуклюже лежали мёртвые стволы деревьев — некоторые упали сами, не выдержав времени и веса, а некоторые были искусно подточены бобрами, но, судя по цвету древесины, всё это происходило давно.

Казалось, что место это всеми забыто и покинуто, от него веял такой лёгкий постапокалиптический флёр — так бы выглядели наши парки после конца света? Заросшие, запущенные, безлюдные.

Очень странное место довелось нам с мужем посетить в середине мая. Мы ехали домой с южного берега Финского залива, где ночевали в палатке, и на обратном пути случайно увидели на карте обозначение особо охраняемой природной территории. Как оказалось, это была часть государственного природного заказника «Дубравы у деревни Велькота».

Всего у этой ООПТ четыре участка, на трёх из которых на сухих возвышениях растут дубовые леса с примесью ясеней, вязов и клёнов. Но это не посадки, а естественные массивы, редкие для нашего региона. Потому и охраняются. Здесь для многих широколиственных видов деревьев проходит северная граница ареала. Мы проезжали мимо этих лесов, обращая внимание на таблички-аншлаги заказника. Но остановиться и изучить решили четвертый, самый маленький участок.

Этот участок — старинный парк, который когда-то был частью имения Блоков. Прадед Александра Блока в 18 веке приехал в Российскую империю из Германии и служил лекарем при дворе. В благодарность за службу при отставке получил от Павла I две деревни, включая Велькоту, где устроил родовое поместье и разбил обширный парк.

На начало 20 века в имении было два десятка строений — сараи, конюшни, оранжереи, флигель, кузница, баня и большой барский дом, который сгорел во время Гражданской войны.

В усадебном парке была посажена целая роща лип, дубов, белых тополей, белых ив, клёнов, ясеней, лиственниц, сосен и елей. По оставшемуся от парка массиву сегодня ведёт 400-метровая экотропа с деревянным настилом — самая короткая в Ленобласти с удивительным для своей длины количеством навигационных отметок, стрелок и беседок.

Так как мы посетили это место в середине мая, то успели застать период цветения травянистого яруса, которое в широколиственных лесах происходит до появления листьев на деревьях. Здесь есть как типичные неморальные спутники дубрав (ветреница дубравная), так и культурно введённые виды, которые в нашей дикой природе не встречаются.

Например, нам повстречались несколько полянок голубых барвинков и одна полянка ветреницы лейпцигской или ветреницы липсиенсис (Anemone x lipsiensis). Этот гибрид ветрениц дубравной и лютиковой получил очень нежный сливочно-жёлтый оттенок цветков.

Но наибольший интерес на этом участке заказника представляет всё-таки не дубравная растительность, а спрятавшийся в массиве водоём — композиционный центр этого парка. Небольшое озеро образовалось в 40-метровой карстовой воронке, которую заполнила чистая родниковая вода. Эти места сложены известняками, они размываются, обваливаются, и так образуются разные элементы карстового рельефа.

Сток из воронки был намеренно перекрыт искусственной плотиной, поэтому со временем в ней появился водоём с прозрачной водой с бирюзовым оттенком. Из-под плотины бежит небольшой водопад — это исток реки Велькотки. При Блоках здесь был целый каскад из трёх прудов, соединённых протоками и водопадами. Если присмотреться, у берегов озерца можно увидеть бьющие фонтанчиками из-под земли ключи.

Место интересное и необычное, но всё равно оставляет после себя ощущение разрухи и запущенности. Большинство вековых парковых деревьев стоят молчаливыми сухими истуканами, на их стволах лесники-таксаторы уже нанесли свои «чёрные метки», означающие, что жизнь гигантов подошла к концу и они подлежат вырубке.

Растительность расползается по деревянному настилу, где-то уже наполовину скрывает его под своим покрывалом. Пруд зарастает водорослями, исток реки загромождён стволами, поваленными бобрами.

Поэтому прицельно ехать на эту экотропу я не советую, она не стоит долгой дороги из города, но, если будете проезжать рядом, как мы, то загляните обязательно. Всё-таки карстовые воронки и дубравы — это для нашего края необычные природные достопримечательности.

Спасибо огромное за ваше внимание, лайки и комментарии :)