Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

15 лет назад в начале июля до нашего проката добрались «Трансформеры» – аттракцион, который сегодня вспоминаешь с ностальгией

Карьера Майкла Бэя тогда находилась в крутом пике – расставшись с Брукхаймером, он впервые за много лет провалился с дорогостоящим «Островом», и предстоящее кино, вдохновлённое серией игрушек от компании Hasbro, многим внушало опасения относительно коммерческого потенциала предприятия. К тому же главная роль отошла никому не известному Шайе ЛаБафу, и в целом считалось, что грядёт какая-то детсадовская хреновина про говорящих роботов.

В целом, конечно, на выходе мы её и получили – но за хреновиной проступал стальной стержень авторской индивидуальности, буйный нрав вечно озабоченного подростка, увлечённого пиромана, грубияна и преданного патриота. Тогда ещё в продюсерах был Стивен Спилберг, явно вовремя тормозивший режиссёра, но в целом это платиновый Майкл Бэй, с успехом реализовавший свою творческую интенцию.

По тому, как первые «Трансформеры» сделаны, можно сказать, что это предел технических возможностей Голливуда нулевых – избыточно шумное, сексуальное и абсурдистское зрелище; пороховая бочка, вышвырнутая из киноэкранов в зрительный зал.

-2

Но периодически кино, подобно Camaro, раскладывающемуся в Бамблби, трансформируется из боевика в классический роман воспитания – уникальный с той позиции, что снимает его Бэй ровно так же, как и параллельно разворачивающиеся битвы американской армии с роботами; не даром самым узнаваемым кадром фильма стал не какой-нибудь эффектный взрыв, а склоняющаяся над капотом машины Меган Фокс.

Все эти коллизии с тысячелетним конфликтом Десиптиконов и Автоботов легко спроецировать на мироощущение среднестатистического американского школьника, для которого покупка первой машины – не менее важный обряд инициации, чем обязательное спасение мира. Иными словами, в тех «Трансформерах» романтику ещё не заменил набор утилитарных объективистских ракурсов, а под холодным капотом 150-миллионной машинерии билось большое человеческое сердце.

Потом Бэй войдёт в раж и заработает для студии не один миллиард, сняв четыре продолжения – но сейчас очевидно, что все они вместе взятые не достойны первого фильма.

Больше текстов о кино в нашем телеграм-канале:

Cinema Critique