Путешествие на каспийский полуостров Мангышлак (Мангистау или Мангыстау по-казахски) на автомобиле занимает два-три дня. От Москвы до Актау – 2600 км, из них чуть больше половины по России, потом следует переход границы с Казахстаном. От Самары, например, до границы сильно ближе, чем из столицы – всего 200 км. После перехода пейзаж меняется – разглаживается, скрывается в дымке.
Вскоре вам станут привычны пустота до горизонта за окном, песчаные смерчи и переметы. На удивительном полуострове вам предстоит знакомство с настоящей пустыней, которую почему-то тут называют степью.
Консенсус — полупустынная степь. И, поверьте, вам будет совсем неважно, какой выбран термин, когда вы тут окажетесь. Омываемый Каспием полуостров Мангышлак имеет площадь свыше 160 тысяч квадратных километров. Со стороны суши «усилен» на карте одноименным горным плато, переходящим затем в плато Устюрт.
Культурный, финансовый и общественный центр Мангистау – 180-тысячный Актау. Город примечательный, настоящий курорт, рукотворный оазис среди пустыни. Построенный с нуля в 1960-х годах, Актау- проект советской науки и техники. Как в Fallout – ученые нашли «водный чип», в виде работающих от атомного реактора опреснителей, и построили город-сад в окружении песков до горизонта. Разумеется, блага не просто так: Актау стал столицей урановых рудников и нефтегазовых промыслов.
Про Актау и народы Мангистау можно долго и с восхищением рассказывать, но лучше в отдельном посте.
Наш путь пролегает дальше, в пески, за несколько сотен километров от асфальта. Поездка не праздная. Задача команды — подготовка внедорожного проекта для требовательных клиентов. В духе прежних приключений по северу Якутии или Кольскому. Нужно освежить треки, переосмыслить локации, отметить точки для установки лагеря, пути для подвоза необходимого снаряжения.
Мангистау не бесконечен (ну что такое несколько сотен километров?), но путешествие по Мангистау может быть бесконечно длинным – некоторые, приехав туристами, оставались на всю жизнь. Вместо запланированной изначально недели, я остался на месяц. Для качественной обзорной поездки, впрочем, достаточно шести-семи дней и 800 км пути по грунту, и за это время можно увидеть больше, чем ожидаешь.
Уникальность здешнего мира (а это действительно другой мир, и другая страна) – в широком разнообразии рельефов и пейзажей, по сравнению с некоторыми из которых блекнет любой минималистичный по своей сути постапокалипсис. Которого, впрочем, тут тоже припасено.
Что тут можно увидеть? Пальцев не хватит, как и одного поста.
Бескрайние песчаные пляжи и скалы на краю моря.
Визуальная панорама гигантского «провала» — тектонического оползня Жыгылган. Ехал по степи, и вдруг раз — она кончилась, совсем.
Земля нарастает от моря вверх, к Устюрту, за сотни километров постепенно превращаясь в горы.
Но сначала камни вокруг становятся шарами.
Горы, вслед за ними, обретают странную форму.
Иногда так говорят в каком-то месте: миллионы лет назад тут был океан.
Мангышлак – не уникальный случай, но именно тут понимаешь, как этот океан был велик, и что от него осталось.
Вообще, слова и описания тут совершенно не нужны – даже не зная геоморфологической подоплеки и прочей ботаники, чувствуешь силу.
На гигантской территории полуострова представлены все виды солончаков, в количестве и размере. Тузбаир – это сор, 24-километровый бессточный солончак с четко выраженной береговой линией, у подножия «ветвистой» горной формации.
Которая, пока вы ехали по пустыне, воспринималась как «уровень земли». В этом удивительный секрет горы Мангистау: они растут не вверх, а вниз, что делает впечатление в чем-то более драматичным.
А еще тут понимаешь, что пустыня – это совсем не скучно. Лукасу не хватило бы пленки снять любую из местных локаций.
Утро с видом.
Сочетание каменной соли и мела, образованного из ископаемых беспозвоночных – не только визуальный эффект странных белых гор.
В редкий дождь цвет гор меняется, а мел и соль образуют зыбкое и липкое месиво, напоминающее расплавленный пластилин. Прилипают тут и подготовленные внедорожники, эвакуация обойдется в круглую сумму. Ездят тут минимум в два экипажа.
Если машина серьезно провалилась в сор – тросы и лебедки не помогут. Как минимум, нужно подождать несколько дней, пока дождь кончится и грунт подсохнет. Проблема в том, что даже в сухую погоду твердый слой тонок, а под ним – вязкая бесконечность.
Сотни километров трека на экране навигатора, тысячи картинок в фотоаппарате.
Удивительно, но в местной пустыне есть источники. Вода в них прозрачная, соленая, ледяная, 7-10 градусов Цельсия.
А вот и край земли.
В месте, где полуостров Мангышлак географически кончается, и начинается плато Устюрт, находится пустынная впадина Карынжарык.
Протяженность впадины – 160 км, ширина до 40 км. Площадь – 2000 квадратных километров. Вещественно и масштабно, а еще, очень красиво на закате или рассвете.
Обрамленные блестящими на солнце солончаками горные формации и изрезанный профиль береговой линии создают полную иллюзию, что находишься на берегу моря.
Но нет, это не море. Просто такие горы. Такая пустыня.
Такой Мангистау.
Продолжение — в следующих историях. В том числе о том, как попасть сюда за рулем подготовленной техники, не покупая ее.
***