Да отвратит беда свой лик суровый от всех идущих в море кораблей!
С 18 июня по 2 июля 2022 года мы вчетвером обошли на поморском карбасе, построенном мастером Кузнецовым по древним 500-летним канонам, заполярный Канин полуостров, Ненецкий автономный округ. Цели экспедиции: 1) доказать, что на карбасе проходим волок из Белого моря в Баренцево через перешеек Канинского п-ва (этим маршрутом поморы ходили в легендарную Мангазею за пушниной) и, 2) показать, что на деревянной открытой лодке вполне возможны морские переходы длиной 1000 км по сложной акватории северных морей. Обе цели достигнуты.
Участники экспедиции: Евгений Шкаруба, Игорь Гранков, Валерий Иржанов, Александр Орионов
Нитка маршрута: Мезень - Чижа - озеро Парусное - река Проходница - озеро Сухое - река Чёша - Чёшская губа - устье реки Восточная Камбальница - мыс Канин Нос - Шойна - мыс Канушин - Мезень - Дорогорское. Прошли за две недели 520 морских миль или 960 километров.
Экспедиция организована архангельским "Товариществом поморского судостроения" и лично Евгением Шкарубой, яхтсменом, кругосветчиком, моим дорогим другом и учителем в суровой морской практике. В команде я представлял Тамбовское отделение Российского Географического общества, членом которого с гордостью являюсь уже много лет.
Далее - мой судовой журнал экспедиции в состоянии "как есть", с фотографиями, которые удалось неспециально сделать.
17 июня, пятница
Приехали в Архангельск около 14.00, по рекомендации разместились в гостинице Ботаника. К 15.20 приехали на верфь "Товарищества Поморского Судостроения".
Теперь вся команда в сборе! Очень рад снова увидеть моего дорогого друга, организатора, идейного вдохновителя этого похода и нашего капитана Евгения Шкарубу, не виделись с 2019 года, с перехода через Северное море из Норвегии в Голландию. Познакомились с еще одним участником - Игорем Гранковым. Очевидно, он "свой". С Игорем приехал друг Андрон. Из разряда людей - гвозди делать. На Байкале водит тургруппы пешком и на катамаране. Поедет с нами до Мезени, потом обратно автобусом.
На базаре закупили продукты в наш поход. По каждому пункту спорили: мы с Валерой - брать больше, Евгений - меньше. Посмотрим, практика рассудит! Игорь докупил патронов на гуся и новый казанок.
Ужин на верфи - печеный палтус и вареная картошка. Нереально вкусно! Игорь выставил бутылку прекрасного белорусского самогона. Отличный вечер. Разошлись не поздно, завтра в 7.00 стартуем. Отдыхать.
18 июня, суббота
Ровно в семь утра все собрались на верфи. Последние сборы и в путь. За старшего остался Иван. Парень 22 лет, приехал с Байкала совершенствовать мастерство изготовления лодок. Дома у него своя мастерская. Побольше бы таких ребят в России!
Заправились на выезде из города и в путь. Ехать 400 километров по грунтовке и несколько паромных переправ. По плану прибудем к 15.00. Как пойдёт. Сегодня расчитываем загрузить карбас. Но сначала его надо столкнуть в воду. Уровень прилива до 8 метров и лодка лежит на песке. Большая вода сегодня в 16.00. Не успеваем выйти. Будем ждать следующую, в четыре ночи.
1530 Доехали до Мезени. Паромные переправы оказались (внезапно!) мостами - быстро строят. Успели ко времени. Карбас лежит в 20 метрах от уреза воды - надо волочь. Выучил новое слово - круглые бревна, которые подкладывают под киль лодки, чтобы она катилась называются "пОкаты". Столкнули лодку, загрузили её всем необходимым. Решили ряд технических задач: замена масла в ноге и голове мотора, замена румпеля, еще кое-что по мелочи. Лодка готова к отплытию, но вода уже ушла. Следующая большая - около 4.30 утра. Ночуем в Мезени в гостевом доме у главного героя фильма "Счастливые люди" Александра Коткова. Да, команда высоко оценила мой напиток - пшеничный дистиллят. Мастеру приятно. Завтра с раннего утра в дорогу. Что ждет нас там, в море за Полярным кругом? Увидим.
19 июня воскресенье
0520 старт! Переночевали, быстро собрались, столкнули карбас на воду и в путь.
1410 заступил на вахту рулевым. Люблю рулить лодкой. При правильном подходе к делу малейшее движение румпеля поворачивает судно. Через полчаса уже чувствуешь себя одним целым. Главное - не отвлекаться от неба - замечаешь характерный рисунок облаков и какой элемент корпуса ему соответствует, и интуитивно микродвижениями толкаешь румпель. Секунда внимания на палубу - и ориентир нужно искать снова. Кажется, у меня получается неплохо. Хотя Женя говорит, что никого так и не смог научить хорошо рулить, и сам он, мол, не умеет. Не верю ему!
1430 пересекли Полярный круг на 66 градусов 33 минуты северной широты. Ура!!
2140 Стоял на вахте за румпелем все это время - кайф! Ошвартовались на каменистой косе в устье реки Чижа. Дальше няша, и не хочется угваздаться. Разбили лагерь, поужинали, собираемся лечь спать. Женя ночует на карбасе - высота прилива здесь метров пять, всякое может случиться. Команда поставила палатки на самой высокой точке косы. Надеюсь, вода не поднимется до этого уровня.
2340 на двух квадроциклах к нам в лагерь приехали военные моряки. Трое молодых ребят. Поболтали, обменялись шевронами - отдал им свои из ДНР с символом Z и флагом России, получил взамен с гербом их части. Хорошие, душевные парни, двое местных, из Чижы, Алексей прилетел из Северодвинска. И вот нюанс. Оказывается на полуострове расположен полигон ВМФ, и в ближайшие два дня здесь пройдут стрельбы. Настаивают, чтобы мы задержались в Чиже. Кстати, проверили наши документы - вдруг шпионы... Документы у нас в порядке, пропуска в погранзону оформлены. Пригласили проехать в часть в гости. Поехали я и Валера, как откажешь!
0310 Вернулись в лагерь. Беседа была долгой. Рассказал, как мы ездили в Мариуполь, как возим гуманитарку, как помогаем нашим бойцам на передовой. Познакомились с командиром Дмитрием. Настоящий патриот России. Подписал расписку, что я, как "старший группы", уведомлен о работе на полигоне и обязуюсь не двигаться дальше села Чижа до 1800 21 июня. Завтра будем с командой решать, что с этим делать. Отбой.
20 июня, понедельник
0910 ребята кричат подъем
0920 приехали военные Олег и Роман. Подтвердили планы. Мировые парни.
0950 решили идти в часть - скачать прогноз погоды. В море погода это самое важное.
0955 на встречу на КАМАЗе приехал Дмитрий, в парадной форме ВМФ. Оказывается он капитан 3-го ранга. Подтвердил версию, что мы должны ждать до вечера 21го. Пообещали.
1020 решили идти пешком в деревню Чижа, и пошли: Женя, Валера и я. Шли в итоге туда два с половиной часа. Излазили полтундры пока нашли дорогу. Переобувались из ботинок в сапоги и обратно четыре раза. Ботинки в тундре бессмысленны! Заметил, что люди делятся на две категории: те, что переобуваются сидя на попе, и те, что стоя или на корточках. И граница эта непреодолима, просто две разные вселенные!
16.00 вернулись обратно. Давно столько не гулял. Тундра прекрасна, но требует только резиновых сапог. Деревня тоже хороша. Поговорили с местными, купили двух гусей.
1900 ужин в лагере. Приехал на лодке Серега из деревни, пришли погранцы ловить рыбу. Проходной двор, а не лагерь. Приготовили гусей в луке с овощами, пили чай. Хороший вечер на косе. Завтра ждем времени выхода в реку. Отбой.
21 июня, вторник
Сегодня никуда не спешим. Военные на полигоне по плану "работают" в 15.00. Если уйдем с косы, нужно будет звонить, получать подтверждение свободного прохода. План выйти в 13.30 - 14.00 на полводы, дойти до деревни Чижа. Там небольшая стоянка и дальше вверх к Парусному озеру. Потом узенькая река Проходница и главное наше препятствие - Сухое озеро. Идти нужно по правой бровке, там, как говорят, сантиметров 40 глубины есть. Если пройдём, выходим в реку Чёша и дальше в Чёшскую губу Баренцева моря. Посмотрим, получится ли. Местные говорят, что в Сухом мы провозимся не менее трех дней. Впереди сложные сутки или больше, поэтому пока спать до старта.
1430 отошли по малой воде.
1510 пришли в деревню Чижа. Вода низкая, несколько раз садидись на мели. Команда в броднях сталкивала лодку с обнажившихся зон осушки - "кошек". В деревне подключились к сети одного из жителей, скачали прогноз погоды, сделали важные звонки. Военным в часть не дозвонился. Но время оговоренное мы выдержали. Да, из средств связи в этих местах только спутниковый телефон и рация морского диапазона.
1615 отошли вверх по реке. Воды прибавилось и теперь идем без задержек. Нужно успеть до отлива подняться до Парусного, иначе встанем на 6 часов посреди реки в няше. Кстати, о няше. Это такая характерная для приливных рек севера липкая и мазучая субстанция, лежащая на дне и осушаемых берегах. Примерно как если мельчайшую пыль развести маслом до состояния пюре. Мало того, что немедленно в ней пачкается вообще все, так еще и глубина там такая, что в иных местах легко можно уйти по пояс. И невозможно выбраться, потому что не на что опереться. Если начнет прибывать вода, можно там и остаться навсегда. Случаи бывали.
2130 зашли в озеро Парусное. Непосредственно перед ним река представляет из себя лабиринт русел и озер. Без спутниковых карт или проводника сюда лучше не соваться. Озеро пробежали на одном дыхании. Спасибо кэшируемым спутниковым Яндекс.Картам.
2210 зашли в речку Проходница. Встретили местного по имени Рустам. Распросили про Сухое озеро. Сказал, что мы вряд ли пройдем. Сейчас отлив и идти в озеро бессмысленно, нужно ждать большую воду, а это не раньше восьми утра. Река петляет и иногда сужается до двух метров, приходится толкаться шестами и веслами. Ночевать, кроме как в лодке, особо негде.
0030 встали в километре до Сухого на единственном в округе торфяном холме. На вершине - триангуляционный знак в виде ржавой бочки. В простанародье "трига". Впервые увидели Баренцево море! Неужели придется возвращаться, если встрянем в Сухом?.. Весь холм в цветущей морошке и воронике. Тундра прекрасна.
22 июня, среда
1100 отвалили. Сбор лагеря проходит все организованнее, а места на лодке все больше. Вчера, кстати, не стали ужинать. Устали все очень, выпили иван-чаю с мёдом и печеньем и свалились по палаткам. Сегодня тоже сложный день. Но светит солнышко, жара плюс двенадцать, нет ни комара, ни мошки. Красота. Через полчаса Сухое озеро. Готовим блоки и надувной тузик Плюшку: заводить якорь на "берег" и тянуться вручную. Ох...
1120 зашли в озеро и сразу встали. Кое-как повернули, ушли под берег. Идем правым берегом, тащим лодку вручную на длинном - метров 50 - конце. Неплохо идет, но впереди километра четыре такого волока.
1320 прошли большую часть, решили срезать и переволочиться через небольшой затон. Сказал, что это чистая авантюра.
1340 закончили авантюру успешно. Карбас довольно неплохо едет по няше при 20-30 см глубины чистой воды и осадке 45 см
1400 прошли озеро, снова зашли в Проходницу. Радуемся победе! Кажется, Баренцево море все-таки ждет нас.
1410 Прилетела военная вертушка и нас эвакуировали... Похватали только документы и телефоны и как есть, вымазанные в няше с ног до головы, в резиновых броднях прыгнули в вертолёт. Выяснилось, что вчера "работу" отменили, перенесли на сегодня, и мы оказались в самом центре полигона, в зоне вероятного поражения
1500 прилетели в военчасть в Чижу. Встретили знакомых, обнялись. Как домой!
1530 вылетели обратно из части, прогноз погоды скачать не успели. Комара здесь - тучи! Нам очень везет, что ни в тундре ни тем более на море сейчас ни комара, ни мошки. Холодно и сильный ветер, все дома сидят, одни мы таскаемся. Кстати, пилот вертолета видел сюжет о нашей экспедиции по тв, удивился, что сегодня довелось нас катать над тундрой.
1550 снова на месте, откуда улетели так неожиданно
1600 обнаружили пропажу большого якоря. Искали на дне, не нашли. Он был в тузике и при посадке вертолета рядом с карбасом тузик подбросило потоком воздуха и якорь (не привязанный) утонул. Это серьёзная потеря. Впереди открытое море, и якорь в случае чего - последняя надежда. Ещё сдуло Женину вязаную шапочку и кофту. Небольшая плата за покатушки на вертолете над тундрой. Подарил ему свою запасную яхтенную шапку.
1637 тронулись в путь добивать речку Проходницу. Здесь уже глубоко, идем под мотором
1702 Чёша! Идём против солнца и впереди, как мы это назвали, "мир сияющей няши". Сделал выразительное фото. Решили, что оно подойдет для рекламного проспекта нашего нового проекта няшного курорта в Заполярье. Топ-блогеры и селебритиз прилагаются. Бизнес-план - по возвращении)
1730 подошли к строительству базы отдыха - несколько охотничьих домиков. Удобства. Немудрено, ведь знаменитый канинский гусь это мечта любого охотника, а их здесь тысячи. Работает плавкран. Интернета нет. Идем дальше.
2210 переждали малую воду, подкрепились гречкой с тушенкой и по большой воде вышли в море. Курс 55 на мыс. Идти до него часов десять. Скорость от силы 4 узла. Встречная волна и приличный ветерок. Холод пробирает до кости, и качает. Сложный переход почти на сутки. Берега не видно - оффшор.
23 июня, четверг
1520 погода разгулялась. Немного согрелись. Прям тепло на солнце!
1815 зашли в устье речки Восточная Камбальница. Остановились у правого берега у разрушенных домов.
1830 решили перейти подальше, в приток - речку Коврига. Нашли еще две избушки и отличную полянку рядом. Здесь и встнем, берег песчано-каменистый.
2230 ярко светит полярное солнце. Повесил на избу солнечную панель, будем всю ночь заряжать аккумуляторы. Плюсы вечного полярного дня.
24 июня, пятница
Проснулись поздно. Сегодня дневка в лагере - пережидаем встречный западный ветер и шторм на северном побережье Канинского. Идти против волны и ветра тяжело и бессмысленно. Кругом летают знаменитые канинские гуси, и ружье у нас есть, но охотиться неохота. Пусть себе летают.
1600 начали рыбалку, и сразу же, в первую минуту - рыбина. Называется сиг. Что-то будет дальше!.. Жарю морковку и лук, по результатам рыбалки или тушеная картошка с мясом, или уха. Красиво здесь, конечно. Кстати, сегодня тепло - плюс 9.4 градуса. И ветер потише. Вчера не было и плюс восьми. Жизнь!)
1730 по спутниковому телефону получили от Полины подробный прогноз погоды на мысе Канин и в Шойне. Все "бьёт" с предыдущими, пока стоим в укрытии. Там штормит.
2120 Рыбалка принесла 4 крупных, жирных сига. Говорят, они здесь самые лучшие. Посолили их и съели через час. Великолепно! Готовили тушеную картошку. Ужин удался. Появился комар на безветрии и снова пропал через полчаса. Отдыхать. Завтра переход 140 миль. 30 часов непрерывного хода по морю. Примерили тузик Плюшку на бак карбаса - подошел. Теперь у нас есть импровизированная рубка от ветра и дождя. Отдыхать. Пошел дождь, когда все уже забрались в палатки. Вовремя!
25 июня, суббота
Продолжаем стояние лагерем, пережидаем западный ветер. Отход по плану в 1800. Предстоит пройти 140 миль, и главное на северном побережье Канинского, до самой Шойны, вообще нет укрытий, куда можно спрятаться на случай усиления ветра. Стрёмно!
1210 получили от Полины новый прогноз по 29 июня включительно. Благоприятно. Как же раньше поморы ходили по этим сложнейшим для навигации морям без прогнозов?..
1820 начали подготовку к переходу. Главное в зоне приливной навигации высчитать большую и малую воду, силу и направление приливных течений в точках отхода, прихода и по всему маршруту. Учесть ветер и волнение морч. Осложняется дело тем, что привычный яхтсменам софт Navionics не содержит карт и альманахов приливов ни Белого, ни Баренцева моря. Приходится смотреть бумажные альманахи на 2022 год, скупые пррфессиональные лоции торгового флота, полагаться на спутниковые снимки акватории от Яндекс.Карт ну и на собственный опыт. Базовая точка расчета приливов для Белого моря - остров Сосновец. Остальные локации вычисляются через временное смещение.
План перехода:
Старт в 2100 сегодня. Отходим на полводы прилива. Идем против приливного течения через бар и острова, выходим в Баренцево море. Курс ВСВ, около 10 миль. Потом поворот на ЗСЗ. Ветер по прогнозу С. Потом заходит на ССВ. Идем галфвиндом около 80 миль. Средняя скорость 5 узлов. Канин нос проходим в 1500. В 1607 на мысу точка стояния приливных течений. В 1900 максимальное приливное течение 135°. Нужно оказаться на Канином к 1600, час запаса есть. После мыса берем курс ЮЮВ и бежим в Шойну 50 миль с приливным течением и ветром ССВ. Около 0300 27 июня мы в Шойне.
2106 стартовали вниз по реке Коврига. В Восточную Камбальницу и дальше в море.
26 июня, воскресенье
0005 Сижу на вахте с 2130 до 0400. Вышло солнце, вода почти гладкая. Красота, и не так и холодно даже. Ветер сначала С, идем под мотором, потом зашел на СЗ и наконец на З. Встречная волна, плюхаем 3.5 узла. Медленно. Все растрясло в лодке.
0400 снялся с вахты и ушел спать в импровизированную рубку под тузиком. В спальнике тепло!
1230 идет дождь, холодно и промозгло. Промочил ночью спальник и сапоги, их теперь два дня в этой сырости сушить... Нужен чехол для спальника на будущее.
1340 выглянуло солнышко, кажется, мы дошли! Канин нос уже в прямой видимости. Остается не более 5 миль.
1447 поворот фордевинд вокруг мыса Канин! Самая дальняя точка похода. Мы прошли. Поворот домой, на юг.
1640 бежим хорошим галфвиндом под парусами не менее 6 узлов, иногда разгоняясь до 8! Карбас оказался очень ходкой лодкой.
1820 разогнало большую попутную волну. Взбираемся на гребни и с них катимся как с горки.
27 июня, понедельник
0040 мы в Шойне! Заход был сложный и даже опасный. На входе в устье большая песчаная намывная банка, не обозначенная на карте, и мы на неё наехали. На мелях волна, которая и в море достигла 2 баллов, встает в полный рост, лодку качало и трепало. Черпнули пару раз воды хорошенько через борт. И визуально вход не читается. В последний момент даже зацепили килем. Сесть на мель в километре от берега в ледяной воде, на волнении и свежем ветру, да еще и кормой к волне крайне опасно. Устье реки очень широкое и тоже мелкое, фарватер не очевиден. Связались по рации с буксиром "Искандер", его капитан дал нам ориентиры входа в акваторию. Спасибо ему, наконец мы на суше! Позади 30-ти часовой переход по морю и 140 морских миль нон-стоп.
0055 на берег с баржи разгружают лес, на приемке - две женщины. Попросили их подыскать нам ночлег. Рыженькая Лена, несмотря на позднее время, сделала несколько звонков и по результату направила нас в дом к некоей девушке Олесе, который пустует. Сама Олеся придет утром, а мы можем располагаться с комфортом. Расположились. Короткий ужин и спать, устали очень.
1120 пришла Олеся. Очень милая и гостеприимная. Оказывается, это дом её родителей, который временно пустует. Все нам показала в доме и вызвалась быть гидом по Шойне. Замечательно!
Шойна вообще на редкость интересное место. Начать с того, что это самая северная в мире деревня в пустыне. Везде песок и барханы. Старая поморская деревянная архитектура. Старый живописный маяк. На берегу лежат старые рыболовецкие боты - деревянные суда около 25 метров длиной. Точнее, остатки судов. Прошлой осенью сильнейший за 50 лет шторм разбил их.
Раньше, при СССР в поселке жило до 2 тысяч человек. Было большое рыбное хозяйство. Сейчас живет всего 280. Плюс военная часть рядом. Несколько лет назад Шойну даже хотели закрывать, но появилась молодая управленческая команда, причем что удивительно, все женщины! Родившиеся и выросшие в этих местах, потом разъехавшиеся по стране, собрались, вернулись, и взялись за дело с умом. Хозяйский подход очень заметен. Теперь основная надежда на туризм. А посмотреть здесь есть на что!
Например, эти деревянные боты. Мы с разрешения администрации забрали с собой несколько уцелевших деталей с элементами деревянной кострукции для музеев Архангельска. И есть планы организовать сюда полноценную экспедицию, чтобы спасти оставшееся. Деревянное поморское судостроение имеет тысячелетнюю историю и, уверен, определенное будущее. Наш переход на традиционном поморском карбасе, "пошитом" в Лешуконье мастером Виктором Петровичем Кузнецовым - тому подтверждение.
28 июня, вторник
2238 отошли в море. Олеся с братом Федором провожали. Долго жали руки и обнимались. Обещали друг другу не теряться. Договаривались о совместных проектах. Хорошие люди. Прекрасная Шойна. До свидания!)
29 июня, среда
0005 заступил на вахту рулевого. Идём под мотором, ветра мало
0210 включили ветер, но встречный. За полчаса он разогнал волну. Еле тащимся. Все мокрые от брызг.
0910 прошли мыс Канушин. Потрясло нас здесь ого-го! Здесь встречаются два течения и образуется высокая стоячая волна. Сложное место. Канинский берег все. Теперь прямой путь домой.
1046 встречный с юга так и дует свои 10-12 узлов. Качает. Хорошо хоть солнышко светило всю ночь. И вообще, чувствуется, что скоро пересечем обратно Полярный круг. Теплеет!
1606 северный полярный круг! Заполярье позади.
1634 капитан снял первую из четырех курток. Снова лето!
1710 опять надел. Такое оно, северное лето!)
30 июня, четверг
0045 мы в реке Мезень! Сложный фарватер захода. Как только вышли на ровную речную воду, немедленно выпили за наше чудесное спасение с морей! Перевели дух.
0348 после ряда посадок на мель на этой красивой реке, встали лагерем на песчаном островке. Ну как, лагерем... палатка, коврик, спальник - и спать. Устали все очень. Меж тем, тепло, плюс 15, палит солнышко, песок, и главное, НЕТ ВЕТРА!
0920 снова вверх по реке. Выспались. И сухо!)
1033 прошли село Затон
1127 прошли село Заозерье
1232 село Дорогорское. Всё, финиш! Дали интервью местному ВГТРК. Разбираем лодку.
1529 лодка погружена на прицеп и отправлена в Архангельск. А мы едем в Кимжы, но это уже - совсем другая история.
Просинь — море, туча — кит,
А туман — лодейный парус.
За окнищем моросит
Не то сырь, не то стеклярус.
Двор — совиное крыло,
Весь в глазастом узорочьи.
Судомойня — не село,
Брань — не щёкоты сорочьи.
В городище, как во сне,
Люди — тля, а избы — горы.
Примерещилися мне
Беломорские просторы.
Гомон чаек, плеск весла,
Вольный промысел ловецкий:
На потух заря пошла,
Чуден остров Соловецкий.
Водяник прядёт кудель,
Что волна, то пасмо пряжи…
На извозчичью артель
Я готовлю харч говяжий.
Повернёт небесный кит
Хвост к теплу и водополью…
Я, как невод, что лежит
На мели, изьеден солью.
Не придёт за ним помор —
Пододонный полонянник…
Правят сумерки дозор,
Как ночлег бездомный странник.