Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Созвучная история семейной реликвии и заброшенной усадьбы магната фон Мекка — начальника моего пра-прадеда

Во все времена Россия, как и любая страна, развивалась благодаря частным, зачастую иностранным инвестициям. Очень простая идея — принести в страну новую идею (например, железнодорожный транспорт), найти деньги, заставить их работать и получить прибыль. В периоде.

У истоков частного железнодорожного строительства в России стоял инженер Карл Федорович фон Мекк. Потомок немецкого дворянского рода родился в 1821 году в Курляндии — одной из трех прибалтийских губерний Российской империи.

В 1844 году Карл Фон Мекк окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге, и всего за 10 лет дослужился до инспектора по строительству стратегических дорог в западной части России.

После тяжелого поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов, важность железнодорожного сообщения стала очевидной, и царь Александр II дал добро на частное управление казенной Варшаво-Венской железной дорогой, и вообще, строительство разветвленной жд-сети с привлечением частного менеджмента и капитала. Учитывая объем вкладываемых средств и размах строительства, железнодорожные магнаты буквально по щелчку становились одними из самых богатых людей страны. Если только все делали правильно…

Оставив госслужбу и вступив в Общество Саратовской железной дороги, Фон Мекк быстро доказал свою важность и способность сделать именно так, чтобы участки дороги сдавались в срок, да еще с существенной, до 30%, экономией средств относительно согласованной ранее сметы. Переходя из одного проекта, и демонстрируя свои организаторские и инженерные таланты, Фон Мекк зарабатывал себе и своим начальникам огромные деньги.

Карл фон Мекк скоропостижно скончался от инфаркта в довольно молодом, по нынешнем временам, возрасте — ему было 54 года. Наследником домов, усадеб, виллы в Ницце и миллионов рублей стала его жена — Надежда Филаретовна, позже ставшая музой для П.И. Чайковского. Надо сказать, у Надежды Филаретовны в браке Карлом Федоровичем родилось 18 детей, из них 7 умерли во младенчестве.

Дело Карла фон Мекка продолжили сыновья, самым известным из которых был Николай Карлович — кстати, один из первых автомобилистов России. С 1892 года он возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги. Эта компания была одной из крупнейших в царской России. Николай унаследовал не только деньги отца, но и его способности — за первые девять лет руководство длина линий упомянутой дороги увеличилась 233 верст до 2,1 тысячи верст, а семейное благосостояние умножилось.

Фон-Мекковская биржевая артель была одной из крупнейших артелей в ведении Московского биржевого комитета. Именно там и работал во второй половине 19 века, бухгалтером, дед моего деда, Малюсов Иван Васильевич. К сожалению, подробностей о его работе я не знаю, но на 20 лет службы Николай Карлович пожаловал ему золотой хронометр конструкции Павла Буре с дарственной надписью.

В 1918 году дороги Фон Мекка были национализированы, а сам Николай Карлович хотя и пытался принести пользу советскому государству ( например, работал консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения, все же стал "жертвой" своего происхождения. Его не раз арестовывали, и в итоге расстреляли в 1929 году, назвав вредителем. Хотя, объективно, именно Николай Карлович фон Мекк был тем человеком, который в прямом смысле создал те железные дороги, которыми пользуемся мы, россияне. Ну, и жители некоторых бывших-будущих республик Империи.

За две недели до казни, фон Мекк сказал навестившей его дочери: «Доченька, только не надо за всё это ненавидеть свою страну».

Некоторые в разное время принадлежавшие фон Меккам объекты недвижимости уцелели, например, особняк в Чистом переулке в центре Москвы. Или вилла в Ницце… Но жизнь остальных построек всецело повторяло шаг развития советского государства. Так стало и с этой усадьбой в Хрусловке в Веневском районе Тульской области.

-2

-3

Дорога к усадьбе с асфальта начиналась в день моего визита с заледенелого подъема. Включив соответствующий режим движения, спокойно доехал на своем Peugeot Partner Crossway даже без шипов и на переднем приводе.

-4

-5

Солидного размера дом был построен на рубеже 1880-1890х годов, по заказу Надежды Филаретовны, для семьи сына Карла фон Мекка, Максимилиана, служившего российским консулом в британском Ньюкасле.

-6

-7

-8

Архитектором выступил Сергей Александрович Экскарев — талантливый специалист с соответствующим образованием, в рабочее время трудящийся на благо Государственных железных дорог.

-9

-10

Впрочем, семья фон Мекка прожила тут менее десяти лет, после чего усадьба была продана местным помещикам Толмачевым.

-11

После революции, конечно, помещика с семьей из усадьбы выгнали, заместо открыв детский дом. Сирот после двух войн и разрушительной гражданской войны, голода в Поволжье, в стране было очень много…

-12

-13

Администрации Хрусловского детского дома имени Ф. Ф. Филина досталась замечательная усадьба в неоготическом стиле. Все начиналось на идиллических, идеологических принципах, и очень скоро стало понятно, что “что идеальная педагогическая модель, основанная на сознательном труде и самоуправлении, не работает.”

-14

“Республика ШКИД”, где процветала антисанитария, картежничество, воровство, выбрасывание испражнений из окон и так далее, быстро привела здание в ужасное состояние, но детский дом проработал на удивление долго — до 1977 года. Потом тут работать пионерлагерь, но в середине восьмидесятых годов здание забросили окончательно.

Символизм настенных надписей и рисунков, свернувшиеся чешуйки краски.

-15

-16

-17

-18

Можно писать диссертацию про повторяющиеся события и смыслы.

-19

-21

-22

Уже в наше время являющаяся памятником культурного наследия усадьба перешла в частные руки.

-23

-24

Так как новый собственник усилия к ее восстановлению не прилагал, в 2017 году был создан второй такого рода прецедент в России. Усадьба была по суду изъята у владельца в пользу государства за бесхозяйственность.

-25

-26

Чиновники тут же отчитались, что ищут ей нового, более ответственного владельца.

Ну а пока с того момента прошло пять лет, ничего не меняется, разве что здание тихо разрушается, и совсем скоро никакого хозяина ему уже не нужно будет.

-27

-28

-29

Ну, а я аккуратно заведу старые золотые часы, и послушаю работу изящного механизма. Тик-так. Тик-так…