Бывает, что роман застопоривается на середине, и вы чувствуете, что сюжет не развивается, или провисает. Что делать в этом случае? Возвращаться и переписывать заново, или можно спасти произведение, не начиная все с нуля?
Существуют несколько различных техник, которые вам помогут в этом случае.
Техника 1. Персонаж просит о чем-то
Ваш персонаж по сюжету должен попросить у кого-то что-то, но, вместо этого, ему заранее идут на встречу. Допустим, Мария, сестра главного героя Сергея, говорит: «Почему бы тебе не взять мою машину, она мне все равно не нужна!». И совсем другой окрас приобретает эта же самая сцена, если сам Сергей просит машину у Маши, чтобы поехать на дачу, где прорвало трубу, а она знает, что брат любит водить в нетрезвом виде, и свой автомобиль он разбил.
Почему это работает? Просьба создает напряжение. Если Маша откажет в машине брату, или скажет, что ей нужно подумать, это только усилит накал страстей. Даже, если она согласится, читатель будет переживать, не разобьет ли Сергей машину и в этот раз.
Техника 2. Главный герой, который делает ужасный выбор☠
У вас в книге есть персонаж с явными проблемами: вредные привычки, импульсивные решения, компульсивная ложь? Очень часто мы упускаем очевидную возможность и, несмотря на то, что пишем, что такой-то - алкоголик, импульсивен, постоянно врет, потом никак этот факт не используем, пытаясь смягчить внутренний конфликт героя. А зря!
Почему это работает? Этим приемом мы убиваем двух зайцев: раскрываем характер персонажа и подстегиваем сюжет. Если ваш герой постоянно мил, хорошо воспитан и идеален, он легко забывается. И, наоборот, если он периодически ворует мелочевку в магазине, ругается матом за семейным столом, или напивается вдрызг на каждом корпоративе, читателю он становится интереснее. Вспомните хотя бы доктора Хауса!
Техника 3. Секреты и ложь
У героя есть тайная любовь, он играет в автоматы, или не говорит никому, что потерял работу, или вылетел из университета. Или, чтобы произвести впечатление на девушку, он ляпнул, что является мастером на все руки, а, на самом деле, не в состоянии даже вкрутить лампочку? Техника здесь проста. Если вы знаете, что у вашего персонажа есть тайна, зачем ждать шестидесятой страницы, чтобы ее раскрыть? Может стоит сделать это на 20-й, 10-й или даже в первом абзаце? Рассказываем, по секрету, конечно же, о проблеме героя читателю, остальные не догадываются ни о чем, как можно дольше.
Почему это работает? Секрет подразумевает ложь. Единожды создав тайну в вашем произведении, вы получаете бесконечный источник напряжения в романе. И, не забывайте, что читателю льстит быть единственным обладателем секретного знания с самого начала.
Техника 4. Столкните противоположности
Это очень простая техника, используемая в литературе с незапамятных времен. Два коллеги: один - экстраверт, другой - интроверт. Герои влюбляются: он - бесчувственный, она - переживает по поводу и без. Поселите под одной крышей двух друзей: один - неряха, второй - перфекционист чистоты. И просто наблюдайте за развитием событий. Сериал «Теория большого взрыва» построен именно на этом принципе.
Почему это работает? Все мы - разные. У каждого из нас - свой склад мышления и привычки. Сталкивая противоположности, вы заручаетесь гарантией, что читатель узнает себя в одном из героев и будет симпатизировать именно ему. Ну и, конечно, вы получаете бесконечный источник конфликта.
Техника 5.
Поместите героев в замкнутое пространство
Если при этом вы используете предыдущий прием с противоположностями, получится вообще отлично. Заприте героев на несколько дней в доме, отправьте их в путешествие в одной машине, или на экскурсию в горы, где они, в итоге, окажутся только вдвоем. Позвольте недовольству с их стороны расти и расти. Возможно, даже вам захочется проскочить этот эпизод, потому что он будет вас нервировать, но это ваша работа, держитесь.
Почему это работает? Любой, кто застревал в лифте с незнакомцами хотя бы на десять минут, сразу поймет о чем мы. Как бы не хотел уйти ваш герой, он не может покинуть место действия.
Техника 6 “Бомба с часовым механизмом»
Понятно, что ее можно использовать как общий двигатель сюжета. Читатель и герой знают, что до такого-то момента осталось столько-то времени. Допустим, героиня знает, что до свадьбы ее бывшего мужчины, в которого она до сих пор влюблена, а он воспринимает ее, как друга, осталось две недели… Запустите часовой механизм в самом начале книги, а потом замедлитесь. Пусть читатель изнывает от желания узнать, как все закончится. Можно подкладывать в сюжет «мини-бомбы». Они могут быть самыми простыми. Герой очень хочет в туалет, он почти бежит в направлении уборной, но тут сталкивается с девушкой, в которую влюблен уже не первый год. Она начинает с ним непринужденную беседу, а он готов разорваться. И тут он видит, что кто-то другой направляется в сторону туалета… Не взрывайте бомбу быстро, заставьте вашего персонажа агонизировать.
Почему это работает? Принцип действия похож на предыдущую технику, только персонаж оказывается связан обстоятельствами и никак не может вырваться.
Техника 7. Отнимите у героя что-нибудь важное.
Допустим, ваш герой мечтает поступить в МГУ на медицинский, у него красный диплом. Он проваливает ЕГЭ по биологии, потому что днем раньше съел несвежую шаурму и весь экзамен думал совсем не об ответах. Или он мечтает стать футболистом, но повреждает связки. Еще лучше, если у героя что-то отнимет третье лицо. Тогда у вас сразу появится еще и антагонист. Необязательно отнимать что-то принципиальное, если вам жалко вашего персонажа. Этот же принцип работает с мелочами. Ваш герой не может жить без кофе по утрам? Сломайте кофемашину. Одним словом - разбудите в себе внутреннего садиста.
Почему это работает? Удобные герои - слабые герои. Читатель хочет волноваться за персонажей. Часто писатели говорят, что должны вырезать одну или две главы из первоначального черновика, потому что герои чувствуют себя в них слишком хорошо.
Какие техники понравились вам? Есть идеи, как будете их использовать?
Больше интересных материалов в нашем секретном телеграм-канале.