В Чикагском Институте искусств есть удивительная экспозиция - торговый зал Чикагской фондовой биржи. Да, целый торговый зал площадью 529 кв.м.! Ничего себе "экспонат"! В чём его уникальность? Объяснение для современного человека, любящего архитектуру, вполне понятно: здание Чикагской фондовой биржи построено Луисом Салливеном и Данкмаром Адлером в 1894 году. Этому зданию, как большинству построек Салливена, не повезло, оно было снесено в 1973 году ( прим. автора: когда-то с удивлением обнаружила, что меткой "destroyed" помечена большая часть построек, созданными этими архитекторами, по статистике из 256 сохранилось всего 30 !!!)
До сноса здания архитектор Джон Винчи и фотограф Ричард Никель сделали всё, чтобы спасти часть уникальных интерьеров, спроектированных Луисом Салливеном. Надо ли говорить, что 8 десятков лет эксплуатации здания повлияли на сохранности интерьеров. Джон Винчи впоследствии скажет: "Потолок был грязным и облупленным. Многие трафаретные холсты отвалились или были сорваны и разошлись на сувениры. Грязь от десятилетий пренебрежения накопилось столько, что мыши проложили в ней дорожки. Требовался большое воображение, чтобы увидеть красоту. Даже позолоченные капители выглядели как дешёвая штукатурка".
В течение трёх месяцев исследователи старательно фиксировали на фотопленку малейшие нюансы оформления, а затем снимали, откручивали, отрывали, отпиливали всё, что можно было демонтировать и что имело ценность. Никель считал, что разрушать здания Салливена всё равно, что разбивать одну за другой скульптуру Микеланджело, поэтому он был неукротим в своё желании спасти архитектурный шедевр. Когда оказались бессильны слова и действия в адрес городских властей, единственный меч и единственная надежда - личная инициатива.
Ричард Никель трагически погиб, отправившись в одиночку, без своего друга и единомышленника Джона Винчи в полуразрушенное здание Фондовой биржи. Что там случилось не знает никто, факт, что фотограф был погребен обрушившимися металлическими конструкциями торгового зала. Ричард погиб на месте, которое сам называл "священной комнатой".
В конце уходящего XIX века здание чикагской Фондовой биржи поражало великолепием оформления и экстерьера, и интерьера. Торговый зал был самым эффектным из всех помещений тринадцатиэтажного здания.
Салливен, мастер американского модерна, использовал разные средства выразительности - от трафаретной росписи и и облицовки стен деревянными и терракотовыми панелями до оригинальных штукатурок, имитирующих поверхность натуральных материалов. Четыре восьмиугольные колонны торгового зала оштукатурены, хотя выглядят будто они сделаны из редкого сорта мрамора.
В 1976 году начался грандиозный проект реконструкции торгового зала в Чикагском Институте искусств под руководством Джона Винчи. Архитектор опирался на собственный опыт, а также на исследования архитектора Лоуренса Кенни и Патрика Фицджеральда, дизайнера интерьеров Роберта Фурхофф и фотографа Ричарда Никеля. Часть элементов - 200 потолочных панелей из художественного стекла, декоративные панно по трафаретам Салливена были очищены и отреставрированы, остальное – от дубового пола, стеновых панелей из красного дерева, восьмиугольных колонн до светильников и часов – пришлось создавать используя архивы архитектора и богатый фотоматериал Ричарда Никеля.
Этот реставрационный проект получил почетную награду Чикагского отделения Американского института архитекторов. И вряд ли он могу бы осуществиться, если не было бы фотоархива Ричарда Никеля! Благодаря исследованиям и документации фотографа мы помним и знаем о творчестве Луиса Салливана, "отца небоскрёбов", значительно больше!
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!