Шалом. Сегодня перед шабатом традиционное учим мишну трактат Шабат и Вавилонский Талмуд, Масехет Шабат.
Первая глава.
Учимся в Хевруте с Арие Рувен бен Ривка, Яель бат Рут, Рут Бат Керен,
Талья бат Галина, Агата бат Лидия, Лидия бат Вера, Максим Бен Вера, Шимон Бен Маргарита,
Гидеон Яков Бен Эдуард Бен Зоя, Джульетта Малка бат Эллада Хана ве Миша Машиах,
Тимур Ниссан Бен Джульетта Малка,
Моше Бен Мая, Шимон Бен Маръяся, Гавриил бен Авраам в Мозонот, Мишаэль Мендл бен Авишах ха Шоломит в Мордохай,
Яхия Бен Салоха,
Семён бен Рахель Людмила, Абдул бен Хасидо Сарич Галина, Галина бат Сара.
Альберт бен Дудух Леля, Меира Ирина бат Альберт, Борух Бен Зина,
Ана бат Лора, Лора бат Зельда, Даниэлла бат Ана,Александр бен Фаина.
Талия Бат Сара Елена, Давид Бен Талия, Яков Мордехай Бен Талия, Хана Рахель бат Талия, Ализа бат Талия, Хая Симха бат Талия, Виктор Бен Елизавета, Люба бат Талия.
Урок посвящается Леилуй нешама Галина бат Александр.
Яков Яша Бен Эстер ве Шомоил,
Тамара Тури бат Мордехай ве Пурим
Керен бат Шуламит
Марк Бен Беньемин,
Лаура Абегаиль бат Сара-Рахель,
אלה אבישג שולמית בת מזונות ואברהם,
Новой бат Соломон.
בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים:
אֵין נוֹתְנִין עוֹרוֹת לְעַבְּדָן
וְלֹא כֵּלִים לְכוֹבֵס נָכְרִי,
אֶלָּא כְּדֵי שֶׁיֵּעָשׂוּ מִבְּעוֹד יוֹם.
וּבְכֻלָּן בֵּית הִלֵּל מַתִּירִין עִם הַשֶּׁמֶשׁ:
МИШНА ВОСЬМАЯ
ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: ОТДАЮТ КОЖИ КОЖЕВЕННИКУ, А ОДЕЖДЫ — ЗАНИМАЮЩЕМУСЯ СТИРКОЙ НЕЕВРЕЮ, ТОЛЬКО ЕСЛИ все БУДЕТ СДЕЛАНО ЕЩЕ ДНЕМ, И ВСЕ ЭТО ШКОЛА ЃИЛЕЛЯ РАЗРЕШАЕТ С СОЛНЦЕМ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ВОСЬМОЙ
ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: ОТДАЮТ КОЖИ для выделки накануне субботы — КОЖЕВЕННИКУ, А ОДЕЖДЫ — и верхние, и нижние — ЗАНИМАЮЩЕМУСЯ СТИРКОЙ НЕЕВРЕЮ.
Слово «нееврей» относится и к «кожевеннику», и к «занимающемуся стиркой». То есть: накануне субботы отдают кожи для выделки кожевеннику-нееврею, а одежду — нееврею, занимающемуся стиркой,
ТОЛЬКО в том случае, ЕСЛИ до наступления субботы еще достаточно времени, и все БУДЕТ СДЕЛАНО — кожи будут выделаны и одежда будет выстирана ЕЩЕ ДНЕМ.
И ВСЕ ЭТО — все, о чем было сказано начиная с мишны пятой и до этого момента, — ШКОЛА ЃИЛЕЛЯ РАЗРЕШАЕТ С СОЛНЦЕМ — все время, пока светит солнце, то есть до его захода.
Переходим к исследованиям в Талмуде( Вавилон) этой мишны. Обсуждение начинается на 19 листе и переходит на 20.
Талмуд переходит к обсуждению пункта, в котором представители школы Шамая запрещают евреям перед субботой «загружать» нееврея работой. В Мишне идет речь о выделке кож и стирке белья. Но мы понимаем, что сюда же следует включить и другие виды работ. Ибо конкретные примеры в Талмуде обычно следует рассматривать как общее правило.
Анализируя эту часть Мишны, Талмуд приходит к выводу, что последователи Шамая не разрешают еврею перед шаббатом нести нееврею лишь такую работу, которая требует непосредственного участия человека. Если же нееврей должен сделать что-то лишь на начальном этапе, а потом процесс пойдет сам собой, против этого не только представители школы Ѓилеля, но и последователи Шамая не имеют.
Разъясняя содержание последней части Мишны, Учителя эпохи Тосафот добавляют: если нееврей будет выполнять полученный перед субботой заказ в доме еврея и продолжит работу в шаббат, это — запрещено; если он выполняет эту работу у себя дома, в этом нет никакой проблемы.
И еще: еврей перед шаббатом отдавая, к примеру, в стирку неевреям свои рубашки не должен говорить — «сделайте это завтра» (то есть, в субботу).
А что будет, если нееврей все же постирает рубашки и принесет их в шаббат? Ведь ему в этот день можно работать и переносить объекты из одного вида владения в другое владение.
Если он еще принесет стираную рубашку в субботу, — отвечают Учителя, — еврею нельзя будет ее надеть в этот день.
Это правило выводится из другого: если нееврей в шаббат зажжет в доме еврея свечу, еврею запрещается пользоваться ее светом.
Лист 20
На нашем листе Талмуд, рассматривая ту же, что и на предыдущих листах (см. на сайте обзоры листов 18 и 19) тему — какие работы (действия) можно производить перед шаббатом и какие нельзя — продолжает моделировать и уточнять разнообразные ситуации
На этом листе — две Мишны. Первая из них, уточнив правила, регламентирующее время, когда можно отдавать белье в стирку нееврею (см. на сайте обзор листа 19), дает указания по поводу других видов домашних работ.
В первой Мишне читаем:
В доме моего белые одежды сдавали в стирку нееврею не позднее, чем за три дня до наступления субботы, — говорит рабан Шимон бен Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2-й век).
Нееврею можно отдать в стирку белую одежду и в пятницу. Но сделать это необходимо до заката солнца, — говорят последователи школы Ѓилеля (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век).
Приступив к анализу содержания Мишн, Талмуд отмечает, что уточнение, касающееся «белых одежд», необходимо потому, что его трудней отстирать — на это уходит больше времени, нежели на стирку цветного белья.
Мы видим, что по этому поводу Мишна, как и раньше, по поводу других видов работ (см. на сайте обзоры листов 18 и 19), не дает определенного решения. Вначале Талмуд лишь подчеркивает, что высказывание рабана Шимона бен Гамлиэля полностью совпадает с точкой зрения последователей школы Шамая (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век). В ходе всестороннего обсуждения Учителя приходят к выводу, что позиция представителей школы Ѓилеля ближе к реальной жизненной практике. И выведенная ими ѓалаха (еврейский практический закон) следует этому решению.