Совсем недавно на реке Вятка были расставлены красные цилиндрические и белые конусообразные железные бакены. Стояли они до тех пор, пока река была хоть как-то судоходна. Особенно вспоминаю те места реки Вятка, которые в окрестностях села Русский Турек (Уржумский р-он, Кировская обл.). Мы очень часто на деревянной баркасной лодке проплывали мимо этих бакенов, когда направлялись на рыбалку. И иногда нам попадались проплывающие буксиры с баржами.
По идее, их называют не бакены, а буи. Бакены - это трехгранные деревянные пирамиды, закрепленные на плотиках. И как обычно якорем бакен удерживается на своем месте в определённом русле реки. Сейчас всё чаще вместо бакенов применяются буи. В верху на нём устанавливается проблесковый электрический фонарь. Освещение на бакенах преимущественно электрическое, обычно с питанием от специальных батарей. Иногда бакен оборудуется звуковым сигнальным устройством. Но мы так привыкли называть "бакены".
История о профессии бакенщика:
Ход судов и плотов по реке определялся бакенами, створными знаками и знаками перевала от берега к берегу. На берегах Вятки на расстоянии двух-пяти километров были расположены домики бакенщиков, которые должны были каждый вечер, когда стемнеет, съездить на лодке к каждому бакену или знаку, и зажечь керосиновый фонарь, а утром его снять и поставить на его место знак. Всю навигацию бакенщик следил за наличием бакена на месте (иногда плот, идущий самосплавом, мог наплыть на бакен и снести его), в любую погоду, и в шторм, и в дождь зажечь его. Поэтому бакенщики и жили всё лето в этих "баканках". Часто у бакенки были рядом огороды, держали домашних животных, кур, и, конечно, большинство бакенщиков были рыбаки. На территории нашего Вятскополянского района на берегах Вятки было около пятнадцати "баканок". На работах, связанных с рекой, со сплавом, было занято большинство населения села. Работа была тяжёлая: не так-то просто грести против течения на лодке-завозке километров пять. Содержал он в хорошем состоянии и колхозное богатство — паром и несколько больших лодок. Дело в том, что основной сенокос был в деревне за рекой. Туда же вывозили на лето общественных коров. Вечером доярки уезжали за реку доить коров, оставались на ночь на пригонах, утром ещё раз доили, переезжали и с флягами на телегах уезжали домой. (Источник - https://kraeved.vp43.ru/wiki/Река_Вятка_в_прошлом)
Что означают красный и белый цвета бакенов?
Красного цвета бакены и буи устанавливаются с правой стороны русла и ориентируют капитанов судов границу отмели справа (правого берега). На них устанавливаются сверху красные огни.
Белого цвета бакены и буи - устанавливаются ближе к левому берегу и показывают границу судоходства слева. На белых буях и бакенах устанавливаются соответственно белые огни.
И ещё один момент, который следует знать - это обозначение раздвоенного фарватера на два судовых хода. Данное состояние обозначают, стоящие рядом два бакена или буя, так называемые "спаренные" бакены или буи, красный и белый.
По окончании навигации бакены убирают, чтобы не повредить их при замерзании рек.
Существуют огромное количество знаков и сигналов навигации по рекам. Станет ли Вятка снова судоходной? Остается ждать и надеяться. В июле 2021 года в министерстве транспорта Кировской области направили заявку в Росморречфлот на проведение на Вятке работ по углублению и очистке дна. Но пока на реке не проводятся никакие работы.