Найти тему

Ты ничего не знаешь о Хиросиме

Повторный прокат классики мирового кино на больших экранах кинотеатров заново открывает зрителям «Крестного отца», “Любовное настроение”, “Пролетая над гнездом кукушки”, фильмы Феллини, Годара, Тарковского, Бертолуччи. Теперь пришла очередь шедевра Алена Рене - "Хиросима, моя любовь". Смотрите фильм в киноцентре "Премьер".

Текст: Анастасия Голубева

Дебютная работа Алена Рене «Хиросима, моя любовь», снятая в 1959 году, имеет сложную судьбу. Фильм вошел в отбор Каннского кинофестиваля, но был отозван из-за вмешательства американского правительства. Атомные бомбы в те времена были запретной темой, а критики восприняли фильм неоднозначно. Режиссера упрекали в осквернении памяти жертв трагедии, случившейся в японской Хиросиме, но несмотря на прокатные трудности, картина стала одним из самых ценных и ярких достижений французской «новой волны».

В своей ленте Ален Рене сопоставляет такие, казалось бы, несоизмеримые вещи. С одной стороны, трагедия целого народа — бомбежка Хиросимы, унесшая жизни более чем 90 тысяч людей сразу, и ещё столько же умерли от лучевой болезни после. С другой стороны, личная драма молодой француженки, которая во время войны влюбилась в солдата немецких оккупационных войск. Ей 18 лет, ему 23. Он погибает за день до бегства войск из города на руках у своей возлюбленной. После освобождения от оккупационных войск на девушку обрушились обвинения в коллаборационизме. .

Однако основное действие фильма разворачивается в восстановленной после атомной бомбардировке Хиросиме. Город, как птица-феникс, восстает из пепла, обретает новые космополитические черты, открывается миру, но при этом не теряет и не отказывается от национальных черт. В городе появляется множество ярких вывесок и рекламы, доносится музыка.

Французская актриса, роль которой играет Имманюэль Рива, и японский архитектор (Эйдзи Окада) невероятно увлечены друг другом, делятся своими переживаниями о войне и городах, которые пострадали от ужаса разрушительной войны. Над каждым из пары довлеет груз прошлого, с которым им приходится жить. Весь фильм в целом построен на контрасте: кадры послевоенной Хиросимы, которые повергают в шок, они как будто на физическом уровне дают почувствовать отголоски той боли, с которой пришлось столкнуться людям в Японии, сменяются страстным, чувственным изображением тел любовников. Этим самым режиссер очерчивает для зрителя рамки сюжета картины. Это не классический романтический фильм, а самая настоящая экзистенциальная драма.

-2

Картину практически невозможно поделить на какие-либо составные части или внятно пересказать. Вся лента — сплошной медитативный поток переживаний, чувств, жуткой хроники, которая говорит зрителю о бесчеловечности войны. Фильм нужно воспринимать как единую целостность, иногда смиряться с медленным темпом повествования. Главное в этой работе не математически точная проработка сюжета, а то, какие смыслы и послания заложил режиссер в «Хиросиму».

​«Хиросима, моя любовь» — фильм, который содержит в себе мощное пацифистское, миролюбивое высказывание, суть которого в том, что Хиросимы не повторятся лишь тогда, когда смерть одного человека начнет наконец расцениваться как ужасная трагедия, трагедия столько же жуткая, как гибель сотен тысяч людей.

Любовь моя. Хиросима.

-3