Найти в Дзене
rockanews

Автор "Тюремного Рока" не считает Элвиса Пресли похитителем черной музыки

Королю рок-н-ролла не всегда удавалось улучшить оригинальные хиты афроамериканцев.

Elvis Presley & Big Mama Thornton
Elvis Presley & Big Mama Thornton

С выходом фильма "Elvis" База Лурмана ("Мулен Руж", "Великий Гэтсби") на Пресли обрушилась волна обвинений в том, что он и ему подобные белые исполнители приватизировали черную музыку, оставив без должного заработка представителей афроамериканской культуры.

Попробуем разораться в этом, как минимум, спорном вопросе. Здесь нам поможет недавний материал журнала Rolling Stone, где разбирается история с хитом черной исполнительницы ритм-анд-блюза "Большой Мамы" Торнтон (Big Mama Thornton), который прославил Элвис Пресли.

Биг Мама исполняет в фильме Лурмана песню "Hound Dog", которую она записала в 1952 году, за четыре года до Элвиса Пресли. Её написали для Торнтон авторы Джерри Лейбер и Майк Столлер ещё в подростковом возрасте, а затем написали “Jailhouse Rock”, “You're So Square (I Don't Care)”, “Trouble” и другие хиты для самого Пресли.

Лейбер умер в 2011 году. Столлеру 89 лет и он рассказал RS, что по его мнению, современные наблюдатели, которые убеждены, что Пресли “украл” песню у Big Mama Thornton, заблуждаются.

Jerry Leiber & Mike Stoller белые авторы чёрной музыки
Jerry Leiber & Mike Stoller белые авторы чёрной музыки

Во-первых, Пресли был хорошо знаком с версии песни Торнтон, но, в частности, его исполнение непосредственно вдохновлено еще одной версией “Hound Dog” от группы Freddie Bell and the Bellboys - и он использует их музыкальные и лирические новации.

Тем не менее, хотя Столлер и восхищался талантами Пресли, он никогда не был в восторге от его подхода к “Hound Dog”. “В нем не было того грува, который был в записи Big Mama, что было фантастически”, - говорит Столлер.

Здесь мы улавливаем определенную долю коньюнктурности. Песня написана белыми авторами для черной исполнительницы, которая на волне популярности рок-н-ролла практически лишилась заработка. Хит ушел к белым исполнителям. В то время данный факт даже не считался чем то предосудительным или не этичным. Сегодня в США даже мыслить подобным образом невозможно.

Автор хита все-таки признался. Ни он, ни Лейбер, ни Торнтон никогда не получали много денег за ее версию песни. Столлер назвал данный факт трагедией, наряду с тем, что певица так и не получила должного признания. "Это относится не только к Big Mama, но и ко многим чернокожим исполнителям и авторам песен”, - говорит он, отмечая, что они с Лейбером “иногда посылали Биг Маме какие-то средства”.

Затем Столлер пошел ещё дальше и фактически признал, что белые присвоили музыку чёрных. Обвинение, по его словам, в присвоении культурных ценностей более уместно возложить на Пэта Буна (Pat Boone), который исполнил действительно отвратительные и обеленные версии песен, таких музыкантов, как например Литтл Ричард (песня “Tutti Frutti”).

"Пэт Бун на самом деле не любил музыку”, - говорит Столлер, - Он просто пытался заработать на этом". Тут нельзя не согласится, более бездушного исполнения трудно представить.

От себя отметим, возвращаясь к “Hound Dog”, что версия Пресли может и не лучше Биг Маминой, но уж как миниму не хуже. Просто акценты разные, рок-н-ролл vs ритм-н-блюз.

В качестве сравнительного анализа предлагаем вам бокс-сет, который собрали французские издатели. В антологии рок-н-ролла 1954-1958 представлены оригинальные хиты и кавер-версии в исполнении Короля рок-н-ролла.