В столицу Малайзии (как трогательно произносят местные — Мэлэйша) Куала-Лумпур мы прилетели с одной бумажкой, на которой был написан адрес принимающей стороны — девушки Дэниэль. С ней мы познакомились на специальном сайте, где собираются люди, готовые приютить у себя иностранца, а при случае и сами приехать к тебе в гости.
Билеты были куплены в последний момент, и из-за проблем с ноутбуком не было времени даже примерно почитать о том, что собой представляет этот кусочек Юго-Восточной Азии. Так что, выйдя из самолета, испытали легкий шок: вокруг нас ходили суровые мужчины, а с ними женщины в хеджабах, чадрах и парандже. Подключившись к wi-fi в ближайшем “Макдоналдсе”, мы узнали, что Малайзия на 80 процентов является исламской страной. После по-буддийски расслабленных тайцев было немного страшновато столкнуться с миром мусульман. Тем более что в толпе смуглых закутанных женщин белокожие блондинки в походных штанах и открытых майках выделялись очень сильно. Но тревога прошла сразу же после того, как на центральной станции к нам подошли несколько человек и спросили, не нужна ли помощь. После чего показали, на каком транспорте мы доедем к Дэниэль, живущей в загородном поселке. Потом эту помощь нам предлагали буквально все (особенно полицейские), стоило только задуматься над картой или растерянно повертеть головой.
Но куда сильнее мы удивились после заселения к пригласившей нас девушке. Во-первых, когда узнали, что трехэтажный дом с несколькими спальнями, бассейном и душевыми для каждого члена семьи тут не считаются роскошью — обычное жилья для обычной семьи. На аренду уходит четверть заплаты офисного рабочего. Как же вытянулись лица мамы и отчима Дэниэль, когда мы рассказали, что у нас нередки случаи, когда семья живет на 18, а то и на 12 квадратных метрах. Кажется, они все же предпочли думать, что это черный российский юмор. Во-вторых, кажется, русское гостеприимство начало сдавать свои позиции в сравнении с малайским. Дэниэль, начинающая певица, все время пропадала в студии звукозаписи, а с нами общалась ее мама Сесилия.
На второй же день она показала, в каком ботинке у входа спрятаны ключи: “Вдруг вы приедете, когда нас не будет дома, заходите, не стесняйтесь!”. А потом возила нас по ночному городу, показывая традиционный вечерний отдых малайцев. В то время как раз шел чемпионат мира по футболу, и все местные часами пропадали в уличных кафе у огромных экранов. Кстати, за час к нашему столику подходили несколько человек — познакомиться с необычными гостьями. И ни разу нам не позволили заплатить ни за обед, ни за ужин, как бы мы ни говорили, что нам неловко. Впрочем, один раз в аутентичном китайском кафе его хозяин попросту отказался брать плату, так как его повеселили обескураженные лица иностранок. Наша СЭС наверняка пришла бы в ужас: температура воздуха 39, а еда стоит в лотках под навесом. Причем из всех продуктов определить можно только рис. Надо сказать, что ни в Таиланде, ни в Малайзии злоупотребление уличной едой ни к каким последствиям не привело. Может быть, просто повезло, так как гид нас настойчиво просил этого не делать. Зато вкус малайских национальных блюд до сих пор остался где-то в памяти, и теперь все наши кулинарные изыски кажутся несколько пресными и блеклыми.
Что касается культурных и эстетических впечатлений, то в Куала-Лумпуре их предостаточно. Можно просто ходить по улицам и смотреть-смотреть во все глаза на необычайно изощренную архитектуру зданий. А одни только башни-близнецы — Петронас Твин Тауэрс — чего стоят. В рейтинге самых высоких зданий мира 88-этажный гигант, шпили которого “упираются в небо”, занимает первое место. Внутри расположены штаб-квартиры крупных компаний и магазины, несколько десятков лифтов возят посетителей вверх-вниз с огромной скоростью. А на уровне 41-го и 42-го этажей, на высоте около 170 м над землей, башни соединены стальным “небесным мостом”, к которому открыт доступ туристов. Этот мост успел засветиться в фильме “Западня” (1999) с Шоном Коннери и Кэтрин Зета-Джонс.
Не меньше восхищает и Центральный озерный парк, который раскинулся на многие километры и включает в себя парк орхидей, парк бабочек, парк птиц, Национальную мечеть, Музей ислама, Национальный монумент, Национальный планетарий — за один день и не обойдешь. Парк запомнился еще и будто специально срежиссированной красотой: в вечерний час из динамиков мечети началась трансляция проникновенного молитвенного пения, а на небе среди буйных расцветок цветов и птиц высветилась радуга. После этого рабочий с метлой спросил, не англичане ли мы. Услышав, что русские, на секунду задумался, а потом восторженно закричал: “ДИмитрий Медведев и Михаил Горбачев?!”, и начал жать нам руки. Кстати, в Куала-Лумпуре любовь к русским была заметна невооруженным глазом, хоть и необъяснима. Ну где еще ради упавшей под решетку в асфальте помады служащие общественного туалета начнут эту решетку выламывать, тюбик доставать и протягивать русским леди с улыбкой? Общественные туалеты тоже заслуживают отдельного упоминания. И дело даже не в том, что они есть повсюду и турист никогда не испытает неловких затруднений. А в том, что в туалетах есть душ, а на раковинах стоят вазы с плавающими в них цветами. И во всех этих нюансах чувствуется, что город живет и дышит для наполняющих его людей, какой бы национальности они ни были. И сами малайцы, окутанные заботливой атмосферой, готовы отдавать добро дальше по цепочке. Нищим на улицах не просто дают денег, а еще и гладят по голове, участливо спрашивают, как дела. Женщинам ВСЕГДА уступают место в вагоне метро или на остановочной лавочке, стоит только посмотреть в их сторону. А служащая аэропорта, когда мы уже улетали в Бангкок, спросила, не надо ли нам подсказать интересные места. Про интересные места столицы Тая мы знали и сами, а вот о том, что нельзя забрать с собой частичку этого тепла, пожалели сразу же, как вернулись в Россию.
Текст и фото Нина Фатеева
Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №113 от 30 июля 2010 года