Найти в Дзене
Путешествия с фотокамерой

Почему оленеводы не всегда рады гостям в чуме

О гостеприимстве оленеводов на Ямале рассказывают в каждой статье, посвященной этому региону. Мол, и чаем напоят, и накормят, и даже спать уложат. И такое радушие вполне объяснимо. Ведь если ты живёшь в тундре, где до ближайшего посёлка может быть сотня километров и вокруг никого, кроме твоей семьи, то любой "чужак" воспринимается как пришелец из космоса. Гости могут рассказать, как дела на "большой земле", да и просто немного разнообразить быт. Поэтому я довольно сильно удивилась, когда хозяйка чума обмолвилась, что гостям они не всегда рады. Чум этой семьи традиционно в конце лета стоит на небольшой развилке (если это так можно назвать) в горах Полярного Урала. Одна дорога идёт к озеру Хадатаюганлор, а вторая - к озеру Щучье. Туристы тут бывают нечасто — чтобы добраться до озёр, надо пару сотен километров ехать на вездеходе или "Трэколе". Но иногда они всё-таки приходят или заезжают в стойбище. И по словам хозяйки, некоторые начинают вести себя очень бесцеремонно: ходят по стойби

О гостеприимстве оленеводов на Ямале рассказывают в каждой статье, посвященной этому региону. Мол, и чаем напоят, и накормят, и даже спать уложат.

В чуме оленеводов
В чуме оленеводов

И такое радушие вполне объяснимо. Ведь если ты живёшь в тундре, где до ближайшего посёлка может быть сотня километров и вокруг никого, кроме твоей семьи, то любой "чужак" воспринимается как пришелец из космоса. Гости могут рассказать, как дела на "большой земле", да и просто немного разнообразить быт.

-2

Поэтому я довольно сильно удивилась, когда хозяйка чума обмолвилась, что гостям они не всегда рады.

-3

Чум этой семьи традиционно в конце лета стоит на небольшой развилке (если это так можно назвать) в горах Полярного Урала. Одна дорога идёт к озеру Хадатаюганлор, а вторая - к озеру Щучье. Туристы тут бывают нечасто — чтобы добраться до озёр, надо пару сотен километров ехать на вездеходе или "Трэколе". Но иногда они всё-таки приходят или заезжают в стойбище.

-4

И по словам хозяйки, некоторые начинают вести себя очень бесцеремонно: ходят по стойбищу, заглядывают в чум без разрешения, начинают трогать вещи. Вроде как и туристов можно понять - такой колорит. Но ведь это дом оленеводов! Вам бы понравилось, если бы к вам в дом кто-то ввалился без разрешения и начал всё фотографировать?

-5

Вообще, ненцы и ханты считают своим домом всю тундру, а не только стойбище, в котором, естественно, нет никаких заборов.

-6

Поэтому если вы вдруг оказались в тундре и увидели чум оленеводов, не надо ломиться туда. Аккуратно подойдите, пообщайтесь с хозяевами на улице, угостите чем-то, расскажите о себе. И вам с радостью расскажут о жизни в тундре и покажут стойбище. В целом, подход "относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе" работает в любых местах. А в тундре - особенно.