Найти в Дзене
Следы на Земле

Тайга – моя добрая мать…

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Подписывайтесь на мой канал, уважаемые друзья!

"...Сам того не осознавая побрел он куда глаза глядят, в туманном состоянии пробираясь через густые заросли кустарника, петляя меж неведомых тропинок и вековых деревьев..."

Тайга манит, влечет к себе словно волшебный ларец внутри которого подобно чудесному самоцвету сверкает и переливается всеми цветами неизведанная тайна. Тайга – бесконечное пространство, где все подчинено свои особым законам – справедливым и честным. Сюда нельзя приходить со своими правилами и капризами, нельзя брать все, что пожелаешь без меры, нельзя в угоду своим прихотям губить природу и местных обитателей. Здесь много чего нельзя…Русский лес чуткий, внимательный и милосердный, широта его души не имеет ни границ ни пределов, но самозванцев да злодеев он накажет тяжко, не даст уйти от возмездия, поглотит и растворит в себе без остатка. Об этом хорошо знают старожилы таежные, что всю свою жизнь посвятили этим заповедным местам, составляющим священную душу России. Но, увы с каждым годом все меньше остается стариков знающих, почитающих таежные законы и правила, а нынешней молодежи воспитанной в чуждых нам традициях и обычаях невдомек, что можно жить по совести, брать от природы лишь по потребностям, делать окружающий мир лучше и краше. Многое мы упустили в воспитании наших детей да внуков, забыли напрочь мудрость предков, заветы и наставления, отдали Русь Великую на откуп заморским варягам не знающим чести, совести, стыда и корней своих… Что будет с Русью, неужто в один из дней нам укажут на дверь из дома нашего? Нельзя нам так жить, не простят нас потомки за слабость духа и трусость…

…Никитка Самохин в тайгу бежал оттого, что жизнь в городе большом ему словно кость в горле стала. Обрыдло все ему до крайности, вся эта суета никчемная, вечное безденежье и прошлое, которое словно по пятам его преследовало. Молодой и наглый, он уже успел побывать в малолетке, ни в грош не ставил мать, которой он впрочем и не особо нужен был. В один из дней Никита просто понял, что больше среди людей ему нельзя – так или иначе прикончат его, а мать в обнимку с водкой живет, ей над ним и всплакнуть будет недосуг. Бежал из города Никитка Самохин без оглядки, тем более за сутки до побега напоследок избил и ограбил прохожего, чтобы было чем на дорожку бегство свое залить…

…В таежном уголке, нашел себе он пристанище, забравшись в такую глухомань, что надумай он обратно вернуться, наверное не нашел бы обратной дороги. Получалось так, будто все мосты он за собой сжег, да и что там говорить – к этому он сам стремился. Поставил Никита шалаш у ручья, как сумел обустроил житье-бытье. Конечно, тяжело, несладко ему пришлось с самого начала – про таежную романтику много пишут и говорят о том, как хорошо в лесу, как вольготно да сытно там живется. А на самом деле все по-другому получается. Тайга это не магазин, где все готово, только руку протяни и возьми. Здесь день деньской нужно о бытие своем заботиться, о пропитании, охотой и рыболовством еду добывать, запасы нужные делать. Причем именно нужные – нельзя сверх меры зверя бить, да все вокруг себя поганить неряшливостью. Нужно так жить в тайге, чтобы стать одним целым с природой, беречь каждую былинку, иметь уважение и к белке рыжехвостой озорнице и к гордому и степенному изюбрю. А такое лишь понятно тем, кого отец и мать в любви и почитании к родному краю воспитали, а не бросили на произвол судьбы как щенка безродного. Стал охотиться Самохин, пробовал зверя бить, так ничего у него не получилось - то вспугнет неловко лесного обитателя, то промажет из ружья, то вообще разревется от досады и злости на весь мир. Благо хоть рыбку ловил, собирал грибы и ягоды - на дворе начало ранняя осень стояла - все в спелости да в соку. Но ведь Никитка привык от жизни только брать, ничего не оставляя взамен. И как только пришли холодные дожди, ветра шальные, стала тайга суровой и неприветливой, совсем туго пришлось Самохину. Шалаш его кое как собранный поначалу протекал со всех сторон, а потом и вовсе развалился, в желудке волки воют от голода, а вдобавок ко всему люто застудился Никитка, затемпературил сильно, бредить стал. Сам того не осознавая побрел он куда глаза глядят, в туманном состоянии пробираясь через густые заросли кустарника, петляя меж неведомых тропинок и вековых деревьев. Падал и брел снова, в горячке шептал безумные слова, хохотал как сумасшедший, постепенно погружаясь в вязкое течение времени счет которому он уже давно потерял. Видать не суждено ему было сгинуть с тайге, к зверю дикому в лапы попасть. Берегла его судьба.

…На окраину забытой Богом деревеньки, Никитка Самохин выполз из таежных дебрей, будто леший какой из древнего болота. Едва живой, из последних сил цепляясь исцарапанными пальцами за землю раскисшую от бесконечного ливня, он что-то бессвязно мычал и натужно кашлял. Его, одной ногой стоявшего на том свете, по счастливой случайности и подобрала целительница Татьяна Авдотьевна Лемемешева, будто посланная самой судьбой…

…Несколько дней баба Таня, как ее называли местные жители которых в деревеньке осталось не более десяти человек, боролась за жизнь Самохина, которого уж было смерть прибрала к своим костлявым рукам. Грешная душа Никитки – по сути еще пацана, успевшего в свои зеленые годки порядком нагадить да напакостить, металась по бревенчатой избе знахарки. Освещенные лампадкой лики святых мудро смотрели на задыхавшегося и горящего лихорадкой мальчишки, и не давали ему уйти насовсем. Истово нашептывая молитвы, отпаивая особыми травяными отварами, натирала тело его мазями целебными, парила баба Таня пацана в жарко натопленной баньке потихоньку и помаленьку возвращая его к жизни…

…Когда Никита открыл глаза, и мутная пелена постепенно развеялась увидел он лицо женщины с лазурными глазами, и заплакал словно дитя, чистыми как хрусталь слезами выпрашивая прощение за головушку свою дурную несмышленую…

…Учиться всегда трудно, особенно если ты учишься мудрости жизни и законам природы, которые разительно отличаются от законов человеческого общества. Но учиться нужно, ведь если ты ушел от людей в тайгу, где все подчинено правилам выживания, то возможно обратного пути уже не будет, а значит нужно жить. Тому как быть частичкой тайги, маленьким краешком ее необъятной души, ее сердцем и разумом, учила баба Таня бывшего вора Никитку Самохина. Не сразу пришло понимание слова мудрого, но постепенно, шаг за шагом глаза Никитки прояснялись, словно с них спадала мутная пелена, и прозревая, осознавая сущность таежного края человек становился человеком.

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

…Огромный зал, где проходила международная конференция посвященная проблемам экологии природы и деятельности человеческой цивилизации был переполнен до отказа. Зал гудел словно потревоженный улей, но когда объявили следующего докладчика, зал взорвался восторженными овациями. Российский ученный, профессор, светило с мировым именем, медленно поднялся на трибуну, пригладил ладонью седеющие волосы, и внимательно обвел взглядом присутствующих. На мгновение он прикрыл веки, и перед ним возник образ бабы Тани, провожавшей его в глухой таежный уголок. Никита Павлович Самохин улыбнулся, и произнес:

-Что такое тайга? Это наш Бог, наша жизнь и наша добрая мать. Не предавайте ее, и берегите…

Георгий АСИН