Найти тему
МК в Питере

Голос из фильмов: актриса дубляжа раскрыла секреты озвучания кинолент и сериалов

С Ольгой Макаровой я познакомилась, можно сказать, по-богемному. Наша первая встреча случилась в любительском театре, где Оля играла главную роль в драме «Антигона». Чуть позже, присоединившись к труппе во время посвященной успеху спектакля вечеринке, я узнала, что за пределами театральной студии Ольга — актриса озвучания.

    Фото предоставлено героем публикации
Фото предоставлено героем публикации

Ее голосом, в частности, говорят главные героини нескольких фильмов: триллера «Техасская резня бензопилой» (Мелоди), драмы «Шекспир и Хэтэуэй» (Луэлла Шекспир), мелодрамы «Любовь и прочий зоопарк» (Колин), комедии «Клуб «Школа» (Анастасия). Ольга также принимала участие в озвучании военной драмы «Крылья урагана», боевика «Коллекторы», фантастических сериалов «Вторжение» и «Мой сын — супергерой», а также реалити-шоу «Любовь слепа» («Нетфликс»). Есть в послужном списке нашей героини и работа над аниме — ее голосом говорят персонажи лент «Шикимори», «Реальная девушка» и «История Коноханы».

Озвучка на коленке

Актрисой дуб­ляжа Ольга стала, конечно же, не сразу. Училась наша героиня вовсе не в театральном вузе, а в РПГУ им. Герцена на факультете коррекционной педагогики. Но на последнем курсе поняла: это не ее. Потом был переезд в Москву, поступление в аспирантуру МУГУ и работа в МФЮА. Ольга мечтала связать жизнь с наукой, но именно в тот момент открыла для себя мир японской анимации — и это стало началом ее пути в озвучании.

Чаще всего аниме озвучивают любители. Поэтому русская озвучка нередко делается, что называется, на коленке: у себя дома при наличии недорогого микрофона и стандартных программ-аудиоредакторов. Следовательно, и качество озвучки далеко не всегда на высоте. Ольге захотелось самой разобраться в механике процесса и попробовать делать качественные работы.

«И я начала въедливую и тщательную работу. Но с той скоростью, с которой выходили серии озвучиваемых мной аниме, я их клепать не успевала. Я была самоучкой. Мне, конечно, более опытные товарищи ­что-то советовали, но я больше опиралась на собственный бэкграунд. Например, на дикторов радио, которых я слышала в детстве», — делится моя героиня.

Для «повышения квалификации» Ольга посещала различные мастер-­классы. На одном из них ее заметили, пригласили попробовать себя в озвучке небольших ролей в видеоиграх.

«Это совсем небольшие истории, как массовка. Например, ты проходишь мимо не­игрового персонажа в игре — и он произносит ­какую-то одну фразу. С ним нельзя никак взаимодействовать, он просто создает атмосферу. Или гул недовольных голосов, из которого выделяются ­какие-то обрывочные реплики, — ­кто-то же должен озвучить и эти реплики, и этот гул», — поясняет моя собеседница.

Работа без сценария

Несколько лет назад актриса вернулась в родной Петербург и продолжила трудиться в сфере озвучания уже здесь. Сейчас Ольга регулярно приходит в одну из городских студий звукозаписи и приступает к выполнению актерской задачи.

«Это происходит с участием по меньшей мере двух людей. Это актер, который находится в отдельной комнате, и звукорежиссер. Если пишется дубляж, то, как правило, со стороны тех, кто записывает звук, участника тоже два — режиссер дуб­ляжа и звукорежиссер», — рассказывает актриса о своей работе.

Важно понимать, что в сфере озвучания есть два направления — закадр и дуб­ляж. В первом случае речь идет о наложении нового голоса поверх оригинальной звуковой дорожки. Задача актера — только в общих чертах обозначить эмоции и интонации своего героя. В дубляже оригинальная звуковая дорожка убирается полностью, а актерам нужно не только в деталях повторить весь чувственный спектр, но и записать сопровождающие звуки — смех, вздохи, причмокивания. А при необходимости — и некоторые более неожиданные вещи.

«Это неречевые моменты. Допустим, когда голосом нужно показать, что герой встает со стула или садится, бежит», — поясняет петербурженка.

Долгой и въедливой подготовки к роли, как это бывает в кино и театре, в озвучании нет. Актеры мало что знают о своем персонаже и сюжете картины до начала работы.

«Никто тебе не дает загодя сценарий, ты ничего не готовишь заранее, не учишь. Тебе просто на студии дают текст, в общих чертах рассказывают о персонаже, дают послушать оригинальный голос. В ряде случаев, если тебе непонятно, что происходит на экране, тебе могут объяснить и расшифровать. Но в остальном «въезжать» придется по ходу дела. Чаще всего до приезда на студию даже не информируют о том, какого именно персонажа придется озвучивать, — особенно если роль не главная. Дают название фильма — и все», — делится девушка.

При этом актеры озвучания во время работы проявляют настоящие чудеса многозадачности. Им приходится одновременно отслеживать происходящее на экране, читать свой текст на бумаге и вовремя его воспроизводить. И звучать при этом необходимо, что называется, убедительно. Зачастую с последним пунктом у актеров в начале карьеры случаются трудности. Все неречевые детали звучат неестественно, это портит общее качество картины. Столкнулась с такой проблемой и наша героиня. Впрочем, выход она для себя нашла весьма элегантный. Ольга обратилась за помощью к формату, который отвергла в студенчестве, — записалась в любительский театр. И дело пошло в гору, хотя и не сразу.

«Мне требовался реальный актерский опыт, чтобы перейти с закадра на дубляж. Без этого не обойтись никак. Прошло примерно года два занятий, пока я не овладела своим телом. Да и в целом театр дал мне невероятно много», — говоря об этой стороне своей жизни, Ольга искренне и тепло улыбается.

Нам нравится быть мерзавцами!

Однако входить в роль, пусть и в сжатые сроки, приходится все равно — иначе никакой естественности не получится. Для этого у каждого артиста есть в запасе свои фишки. Посмеиваясь, Ольга приводит пример из личной практики.

«Однажды была сцена, где моя героиня сидит в машине с арматурой в ноге и рыдающим голосом убеждает сестру оставить ее и бежать, говоря ей: «Я все равно сейчас умру!» — рассказывает актриса. — И мне все никак не удавалось вой­ти в это состояние, пока я не догадалась вспомнить свой последний разговор с парнем, который решил меня бросить: что я чувствовала, какой голос у меня тогда был. Сработало моментально».

При этом человек, работающий в закадре, может и вовсе говорить с пустотой. Чаще всего в такой озвучке используется только один мужской и один женский голос. Поэтому, когда на экране диалог ведут два персонажа одного пола, актеру приходится увлеченно беседовать с самим собой. Но что делать, если тебе достается роль отрицательного персонажа? Например, отъявленного преступника или суперзлодея. Моя героиня отвечает однозначно — радоваться.

«Наверно, не удивлю, если скажу, что играть отъявленных мерзавцев актерам, как правило, нравится. На самом деле это такая отдушина — поиграть мерзавца. Такие персонажи для актера часто становятся ­чем-то интересным, выходящим за рамки рутинного опыта», — объясняет петербурженка.

Хотя иногда случается так, что определенная роль актеру совсем поперек горла. Например, когда герой делает или говорит ­что-то категорически неприемлемое для его «голоса». Как правило, приходится собрать волю в кулак и продолжать работу — а позже посплетничать с коллегами и обсудить свои впечатления.

«В редких случаях не возбраняется отказаться. Если это адекватный, аргументированный отказ, тебя поймут. Конечно, попробуют уговорить не сниматься с роли, но поймут. Хотя мне пока отказываться от ролей не приходилось», — добавляет Ольга.

Не твое

Как и в любой творческой профессии, даже самые талантливые актеры озвучания в начале пути часто слышат веское «не твое». И нередко — от близких людей. Так случилось и с Ольгой. В начале творческого пути она решила показать свои первые работы бабушке. Та, привыкнув слышать голоса опытных профессиональных теледикторов, радиоведущих и актеров, с ходу вынесла негативный вердикт.

«И я очень часто сталкивалась с такой ситуацией, когда ты с первого раза не показываешь суперкрутой результат и тебе выдают такую оценку, что сразу подрезает крылышки, — подмечает девушка. — И ты тратишь немало времени, чтобы вновь поверить в то, что занимаешься своим делом. Не так просто бывает иногда распознать вектор своего развития».

Сегодня Ольга твердо знает, что занимается по-настоящему своим делом — но путь к этому лежал через критику и сомнения. Зато теперь девушке точно ясен курс развития — артистка мечтает однажды попробовать свои силы в настоящем театре и кинематографе.