Найти в Дзене
Моряк Папай.

Двигатели военного флота. Дизель-дизельный агрегат ДДА-1200. и что в нем иностранного.

Оглавление

Этот агрегат установлен на кораблях проекта 20380 и 20385. Является одним из немногих образцов морских двигателей который является на очень большой процент Российским. В статье я бы хотел рассказать по подробнее о нем и о том что же в нем импортного.

Дизель-дизельный агрегат ДДА-1200. Источник "stoppanic.ru"
Дизель-дизельный агрегат ДДА-1200. Источник "stoppanic.ru"

Агрегат состоит из двух дизелей 16Д49 мощностью по 6 тыс. л.с. два дизеля соединенны с гребным валом через 2-х скоростной реверс-редуктор, который обеспечивает совместную работу ДВС на один вал.

Дизельный двигатель 16Д49.

Этот дизель перекочевал с тепловозов на военный корабль. Двигатели этого типа являются V- образными, среднеоборотными и имеют размерность ЧН26/26 (Что означает Ч- четырехтактный, Н- с наддувом, 26- диаметр цилиндра 260мм., 26- 260 мм ход поршня.) Двигатель производится в разных вариантах:

  • Самый меленький имеет 8 цилиндров и мощность его составляет в зависимости от наддува от 500 до 2000 КВт. при 1000 об/мин.
  • Двигатель средней мощности имеет 12 поршней и в зависимости от установленного турбокомпрессора развивает мощность от 1740 до 2500 КВт. при 1000 об/мин.
  • Самая мощная версия в линейке это 16 цилиндровый дизель от 3800 до 4400 КВт. при 1000 -1100 об/мин.
Машинное отделение корвета 20380. Источник https://2013.f.a0z.ru/02/26-3077650-kormovoe-mashinnoe-otdelenie.jpg
Машинное отделение корвета 20380. Источник https://2013.f.a0z.ru/02/26-3077650-kormovoe-mashinnoe-otdelenie.jpg

Выпускался еще вариант дизеля с 20 поршнями и мощностью 6000 л.с. при 1100 об/мин. Двигатель выпускался штучно, для экспериментальных тепловозов и имел сложную 2-х ступенчатую систему наддува.

Двигатели производятся на Коломенском тепловозостроительном заводе, разработали эту серию двигателей для тепловозов. Большая часть Российских и Советских тепловозов оборудованы дизель-генераторами на базе этих дизелей. (все тепловозы являются дизель-электрическим, прямой механической передачи на колеса у него нет)

Эти двигатели перекочевали на военные корабли в качестве главных двигателей не от хорошей жизни. Надо было быстро создать более или менее нормальную энергетическую установку. Видимо поэтому спроектировали редуктор и немного усовершенствовали дизель, повысив его мощность до 4400 КВт. (6000 л.с.) Дизели достаточно надежные, в процессе доведения до ума этого "чудовища" было решено много проблем. В составе ДДА-12000 нет ГТУ потому что возможность создать их быстро не было. Как вы все знаете что поставщиком ГТУ для ВМФ СССР и России был "Зоря-Машпроект" В Городе Николаев. Последние годы нам ничего не продают., а тут еще серия фрегатов 20350 проектированные под ГТУ, которое тоже быстро нужно было заместить.

Что касается импортных компонентов. В википедии сказано, что дизель 10Д49 укомплектован турбокомпрессорами фирмы АВВ. Но наш герой это 16Д49 оснащается турбокомпрессорами ТК6 (ТК-38) На тепловозе стоит один такой компрессор а тут решили поставить 2 штуки. Упоминаний в интернете об иностранных компрессорах вообще практически нет.

Ходят слухи, и один из самых активных комментаторов моего канала их пытался распространять, что там поршни не наши! Логично предположить что если ставится другой, более мощный нагнетатель, это повышает максимальное давление сгорания (Pz). Как следствие растет температура сгорания. В таком случае проще заказывать поршни из материала который проверен и гарантированно выдержит эти параметры. Сложность не в изготовлении поршня, сложность в материале. Под отечественные турбины выпускаются отечественные поршни.

Турбокомпрессор ТК-32
Турбокомпрессор ТК-32

Еще я слышал слух, что поковки для коленвалов везут из Германии. Тут скорее экономически выгоднее было, теперь видимо будет выгоднее работать с нашими поковками, то что они есть я не сомневаюсь! Вот то что цена на них задрана в небеса вот в этом сомнений нет.

На Коломенском заводе разрабатывался дизель-генератор Д500 вот в нем много импортных деталей, там и компрессоры АВВ и поршни и кольца и ТНВД и много еще чего. Может те кто, распускает эти слухи не понимают разницы в этих двигателях, либо специально умалчивают этот факт.

В связи с ужесточением законодательства связанного с гос.закупками а особенно закупками под ВП. Если есть хоть один производитель отечественный ты обязан брать у него, в противном случае можно не получить денег от государства. В случае с постройкой корабля это значит не сдать корабль и не получить деньги за весь корабль. Даже если предположить что было что тоне русское теперь впопыхах оно будет становиться отечественным, другого выхода просто нет. С одной стороны это очень хорошо.

Редуктор.

Редуктор РРД-12000
Редуктор РРД-12000

Редуктор предназначен для использования в качестве самостоятельной сборочной единицы в составе дизель-реверс-редукторного агрегата ДДА-12000, являющегося частью главной судовой энергетической установки корветов 20380.

Редуктор производится серийно на питерском заводе "Звезда", этот же завод производит дизеля имеющие форму звезды.

Редуктор способен передавать на гребной винт большую мощность, 2 дизеля по 6000 л.с. а в сумме 12 000 л.с. Редуктор имеет 2 передачи и является реверсивным. Весит примерно 25 тонн. В механизмах реверсирования применены современные многодисковые гидравлически управляемые муфты собственной конструкции.

Заключение.

Установка получилась довольно приличная. Самое главное, что она с большой долей вероятности полностью Российская. Ее смогли создать в достаточно короткий срок, особенно это касается редуктора. Если в ней даже и есть импортные части, то они будут заменены очень скоро, так как поршни, поковки для коленвалов и турбонагнетатели это не самые сложные элементы дизеля. Может проект корветов будет модернизирован и один из дизелей заменят на ГТУ. Ведь над заводом в городе Николаев могут скоро поднять другой флаг. Но это уже другая история.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети. Есть еще одна просьба, я давно хочу начать свое дело, для этого нужно оборудование, токарный станок! Пока цены немного упали можно выгодно купить новый, если кто-то поможет с покупкой я вам буду искренне благодарен.