Если кинематограф Ленин считал важнейшим из искусств, то к театру относился с меньшим почтением, называя его "куском помещичьей культуры".
Ленин любил художественную литературу, ценил искусство, хотя, по его же словам, плохо в нем разбирался и на просьбу оценить то или иное произведение мог сказать что-то вроде: "Спросите у Луначарского!".
Сам нарком просвещения писал, что Владимир Ильич очень уважал Художественный театр. Откуда же возникли слухи о ленинской нелюбви к храму Мельпомены?
Дело в том, что в Москве был и есть театр, к которому Ленин действительно испытывал крайнюю неприязнь. Театр для элитарной публики. Для богатых, которые к простому рабочему люду относятся с преступным пренебрежением.
Речь о легендарном Большом, который чудом пережил беспокойные послереволюционные годы.
Ленин нещадно сокращал бюджет Большого, яро критиковал репертуар и даже требовал закрыть театр, за что тогдашняя творческая тусовка его сильно невзлюбила.
Первым против этой идеи выступил Луначарский. Совнаркома поддержало большинство СНР. Всякие попытки заступиться за Большой холерик Ульянов называл неприличным.
Он кричал, ругался, стучал кулачками о дубовый стол и писал длинные письма, в которых подробно пояснял неразумным соратникам, как надобно поступить с буржуйским балаганом.
Театр, писал Ленин, надо закрыть, или в крайнем случае — сократить труппу до десяти человек; деньги, которые уходят на содержание лицедеев, создание бутафории и ремонт помещения направить на ликвидацию безграмотности кухаркиных детей, которые, впрочем, и без всякой грамоты могут управлять страной.
"Кто не работает, тот не ест", — думал Ленин, ставил точку в последнем предложении и готовился к очередным спорам с народными комиссарами, среди которых оказалось немало любителей оперы и балета.
Главными его оппонентами в этом споре были Луначарский, Енукидзе и Калинин. Последний привел довольно веский аргумент, напомнив Ленину его же слова: "Как-то в частной беседе Владимир Ильич отметил, что религию может заменить только театр". И задал риторический вопрос: "Так что же, товарищи, нам следует закрыть библиотеки и музеи только на том основании, что рабочие их не посещают?".
Ленин не сдавался. Он снова маневрировал, обращался в ВЦИК, ругался с Калининым и Луначарским.
Споры не утихали на протяжении четырех лет.
Большой так и не закрыли, во многом благодаря недугу Ильича, из-за которого тот уже к 1922-м был неспособен ни на какие дебаты. Пользуясь случаем, еще при жизни Ленина, ВЦИК постановил закрытие театра хозяйственно нецелесообразным.
Еще одним человеком, который выступал за сохранение Большого театра, был Сталин...