Найти тему
Вехи Синематографа

Оливия де Хэвилленд. Женщина-эпоха. Пара строк ко дню рождения.

Оливия де Хэвилленд персонаж в истории киноискусства единичный и уникальный. В чем же её уникальность!? В нерушимом годами женском обаянии. В величайшем таланте актёрского перевоплощения. В удивительной скромности при необычайном женском темпераменте. В долголетии, которым наградил её Создатель. В оптимизме и бодрости на протяжении всех 104-х лет, которые она поражала своих поклонников. Отечественному зрителю она стала известна с 1990-го года, когда в советских кинотеатрах прошёл необычный для нас фильм «Унесённыё ветром». То есть до нас он дошёл спустя, более чем пол века после мировой премьеры. Как было сказано в какой-то рекламе, это «Война и Мир» Соединённых Штатов. Сопоставление несколько спорное, но лестное для американской литературы. Тем более, что автор романа первоисточника женщина. Ни одного произведения написанного мужчиной-амриканцем, с нашим Львом Толстым никогда не сравнивали. Как бы там ни было, фильм великолепный. Исторически, психологически, музыкально и по всем остальным параметрам тоже. Каждый актёр запомнился на долгие годы. Как мы потом узнали, что даже в маленьких ролях были суперзвёзды фабрики грёз 30-х годов. Недаром же фильм получил целых восемь премий «Оскар». И стоит сказать, что в те годы люди были более простодушны и «Оскары» давали именно за киноискусство, а не за толерантность. Как ныне, когда в фильме должен присутствовать инвалид, гей и чёрный. У Оливии де Хэвилленд была роль Мелани. Очень запоминающийся и добрый образ. Когда во время кастинга большинство актрис боролись за роль Скарлетт, Оливия сразу увидела себя именно в роли Мелани. Милой Мелани, в которую нельзя было не влюбиться. И как мы тогда узнали, почти никого из создателей фильма давно уже нет на этом свете. Лесли Ховард (Эшли) в 1943-м на самолёте был сбит немецким истребителем. Автора Романа Маргарет Митчелл в 1949-м сбил пьяный водитель. Вивьен Ли и Кларк Гейбл ушли ещё в 60-х. Да много кто. И каково же было наше всеобщее удивление, что «наша» Мелани, актриса с труднозапоминающимся именем Оливия де Хэвилленд, ещё жива и здорова. Мало того она была жива тогда, эта красавица и умница была жива до прошлого 2020-го года. Роковой 20-й! Который забрал столько друзей, столько замечательных актёров, писателей и просто хороших людей. В 20-м ушёл 103-х летний Кирк Дуглас, 102-х летняя Сюзи Делер и 104-х летняя Оливия. 

 

-2

Она родилась 1 июля 1916 года в Токио, Японии. Отец Уолтер де Хэвилленд, представитель дворянского рода, происходившей из материковой Нормандии, в то время служил профессором английского языка в Токийском императорском университете. Его двоюрдный брат Сэр Джеффри де Хэвилленд, инженер авиаконструктор, основатель самолётостроительной компании « De Havilland Aircraft company». Её матушка, театральная актриса Лилиан Рюз. Младшая сестра Джоан родилась на год позже в 1917-м. Забегая вперед, стоит сказать, что сестра Оливии тоже станет актрисой. Она возьмёт фамилию отчима, и под именем Джоан Фонтейн, станет знаменитой и не менее востребованной в Голливуде в 30-х, 40-х годах. Это она будет блистать в фильмах Хичкокока «Ребекка» с Лоуренсом Оливье и «Подозрение» с Кэри Грантом. Она тоже проживёт долгую жизнь (95 лет), они всё время соперничали с сестрой и даже враждовали стравливаемые прессой. Соревновались во всём, в количестве романов, мужей, премий «Оскар». В интервью одной газете Джоан Фонтейн сказала «Я первой вышла замуж, получила «Оскар» прежде чем Оливия, и если я умру первой, то она несомненно будет в ярости, потому что я опережу её и в этом». В 1919-м году родители развелись, и мать с девочками переехала в Калифорнию. Там был более тёплый климат. А дети постоянно болели. Кто бы сказал тогда, что они проживут 200 лет на двоих.

-3

С 1922-го года Оливия училась в гимназии, где кроме прочего изучала музыку, ораторское искусство, поэзию и рисование. Она очень увлеклась театром. Вскоре мать повторно выходит замуж за Джорджа Фонтейна директора универмага. Он не поощрял желание Оливии играть в театре. Тем не менее, она в 33-м году дебютировала в любительском спектакле «Алиса в стране чудес». Позже она постоянно играла в театре, в том числе Шекспира, что привело к её конфронтации с отчимом, и он запретил ей выходить на сцену. Не желая мириться с тираном, она просто взяла и ушла из дома, поселившись у друга семьи. Причём, будучи ещё школьницей. После школы она поступила в колледж, в Окленде планируя после его окончания стать учителем английского языка. Она продолжала играть в театре, и однажды её заметил режиссёр Макс Рейнхард и предложил роль Гермии в спектакле «Сон в летнюю ночь». Оливия отправляется с театром на гастроли по Штатам. А вскоре студия Уорнер Бразерс экранизирует эту пьесу. Это был дебют Оливии на экране. Очень красивая экранизация Шекспира, 1935 год, среди её партнёров Джейс Кегни и Дик Пауэлл. Студия заключила с ней контракт на пять лет с зарплатой 200 долларов в неделю. Это было начало её головокружительной карьеры, которая продлится потом более пятидесяти лет. На дворе стояла «великая депрессия», и кинопродюсерам нужно было как-то поднимать дух развлекать публику, с учётом, что бы она могла ещё за это заплатить. Они снимают Оливию сразу в нескольких приключенческих фильмах.

-4

Вот самые известные. «Одиссея Капитана Блада», «Атака лёгкой кавалерии», «Приключения Робин Гуда», Додж-Сити», «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса». Во многих фильмах её партнёром был Эррол Флинн, румяный красавец и сердцеед. Пресса и публика предполагала, что у них роман, но это было не так. Впрочем, любовей и романов у неё было и так в избытке. Она и сама рассказывала о некоторых из них. Это и киномагнат Говард Хьюз. (У Хьюза были отношения со всеми голливудскими актрисами) Это и задумчивый Джеймс Стюарт, это и режиссёр Джон Хьюстон. И это пуританская Америка 30-х и 40-х, с высокой моралью и домохозяйками. Впрочем, у богемы свои законы. Все эти кукольные роли и недолгие романы очень угнетали актрису. О конце тридцатых она вспоминала: "Я была в таком подавленном состоянии, что едва могла вспомнить свои строчки». И вот 1939-год «Унесённые ветром». Глубокая и серьёзная роль, лучшая, на тот момент, а возможно и навсегда. Именно этот 39-й год, по мнению многих, считается высшей точкой золотого века классического кинематографа. Это её звёздный год. Вскоре она разрывает контракт со студией Уорнер, которая не даёт ей показать всю глубину ее таланта. «Я хотела играть сложные роли, как, например, Мелани, а Джек Уорнер видел во мне инженю. Мне действительно не терпелось изобразить более развитых людей. Джек никогда этого не понимал, и давал мне роли, в которых на самом деле не было ни характера, ни качества». Во время войны она продолжает много сниматься. После переосмысление ценностей и роли другие. «Они умерли на своих постах», «Задержите рассвет», «В этом наша жизнь». Кроме того в 42-м она присоединилась к «Голливудскому каравану победы». Это была организация, в которой несколько десятков кинозвёзд ездили по стране, давали концерты, собирая деньги для благотворительных фондов армии и флота. В 43-м Оливия отправилась на самолёте по островам Тихого океана, навещая раненых солдат в госпиталях. После войны она играет совершенно другие роли. Глубокие, психологические и каждая с надрывом. «Каждому своё» о женщине, которая оставляет своего ребёнка в другой семье, а потом всю жизнь терзается этим. «Тёмное зеркало», там она играет двух сестёр близнецов. Фильм о соперничестве и психическом расстройстве. «Змеиная яма», тоже о психических проблемах. Чем сложнее роль, тем интереснее в неё вживаться. Вскоре она выходит замуж (ненадолго), и в 49-м у неё рождается сын. Поэтому в 50-е годы она гораздо меньше снимается и большей частью играет в театре. Следующее десятилетие отмечено выходом сразу двух мощных психологических триллеров «Женщина в клетке» с начинающим Джеймсом Кааном и «Тише, тише милая Шарлотта» с Бетт Дэвис. Оба фильма вышли в 1964-м. В 70-х и 80-х Оливия де Хэвилленд стала реже сниматься и то большей частью на телевидении. В те годы примечательна роль в детективе « Кричащая женщина» (1972). Последний раз она появилась в телефильме «Женщина, которую он любил» в 1988-м году. А потом тихо ушла на пенсию.

-5

За свою кино карьеру Оливия снялась в 49-ти фильмах, получила две премии «Оскар», два «Золотых глобуса». Кроме прочих наград, французский «Орден почётного легиона», титул Дама-командор ордена Британской империи. Последние годы она жила в Париже. Отвечала на письма поклонников и писала мемуары. Там в 2016-м году отметила своё столетие. А ушла во сне, в ночь на 26 августа 2020 года. Ушла последняя звезда золотого века кино. Ушла эпоха. В XXI веке с разгоном цифрового прогресса, мы теряем многое. Уходят книги, уходят газеты, уходит слово. На их место приходят штрихкоды и пинкоды. Мысль заменяется кластером в матрице. Но пока есть наше поколение, мы будем помнить, и говорить о лучших и интересных людях доцифрового поколения. Есть о чём подумать. Как сказала «заклятая» подруга Мелани Скарлетт:

«Столько есть всего, о чём надо подумать. Зачем забивать себе голову тем, чего уже не вернёшь, — надо думать о том, что ещё можно изменить».