Найти тему
Алексей Слободянюк

7 принципов дизайн-мышления

Дизайн-мышление – способ решения нестандартных инновационных задач, исходя в первую очередь из потребностей человека. Этот подход опирается на семь принципов.

1. Фокусировка на ценностях людей, для которых вы создаете товар или услугу. Создание того или иного продукта невозможно без эмпатического узнавания клиента: чем живет, какие проблемы и вопросы волнуют, какие трудности приходится преодолевать. Только узнав такие подробности, можно сделать продукт, подходящий заказчику.

Например, свадебное агентство, работающее по методу дизайн-мышления, не предложит стандартно оформленное мероприятие. Оно узнает об интересах молодоженов, предпочтениях. И сделает свадьбу, которая ассоциируется с этими людьми – в антураже той эпохи, что их увлекает, или украшенную вышивкой, которую так любит невеста, и т. п.

2. Не излагайте сухие факты, а красочно показывайте. Беседы в деловом стиле – не для этого метода. Идеи и задумки тут стоит излагать сочным, образным языком занятных историй (сторителлинг в помощь!), а также иллюстрировать наглядным материалом – картинками, анимацией и пр.

3. Работайте над точностью. Нужно дойти до сути проблемы. Возможно, для этого потребуется много раз переформулировать ее в беседах с клиентом. Но в результате все будут понимать однозначно, что за задачу предстоит решить.

Например, студия наружной рекламы захотела увеличить объем продаж и для этого решила сделать сайт с расценками, портфолио и т. п. Но выяснилось, что большинство клиентов обращались туда за простыми вывесками и баннерами быстрого изготовления. А такая целевая аудитория лучше привлекается объявлениями и постами в соцсетях и мессенджерах. Так что задача в итоге звучала не «сделать сайт», а «создать аккаунты и страницы в Facebook, «ВКонтакте», WhatsApp».

4. Экспериментируйте. Часто считают, что создавать прототипы в процессе решения задачи необходимо лишь для проверки жизнеспособности идеи. На самом деле прототипы нужны для размышлений и обучения – они помогают глубже проникнуть в суть проблемы и научиться активировать собственную креативность для ее решения.

5. Меньше говорите – больше делайте. Когда задача четко сформулирована, не стоит продолжать много рассуждать и размышлять, а надо брать и делать. Ведь цель – не поговорить о проблеме (с этим – к психотерапевту!), а создать конкретный продукт. Значит, надо конструировать и конструировать прототипы.

6. Отслеживайте, на каком этапе находитесь. Увлекшись процессом, можно зациклиться на какой-то стадии, например генерировать все новые идеи, забыв, что их надо отфильтровать и воплотить. Поэтому периодически нужно «оглядываться по сторонам», чтобы понять – на каком этапе дизайн-мышления находитесь сейчас, каковы используемые методы и ожидаемые итоги.

7. Взаимодействуйте с другими инноваторами. Наилучшие результаты появляются во время командной сессии, когда собираются специалисты из разных областей, каждый со своей точкой зрения. Древние говорили, что в споре рождается истина – так и в дискуссии инноваторов возникает идеально подходящее решение.

#дизайн-мышление