"Переиздание" материала из первого тома
Оригинальная группа IRON MAIDEN (ни в коем случае не путать с мультиплатиновым бестселлером от хэви-метала 80-х) была очень недолговечной, и просуществовала с конца 60-х до самого начала 70-х. Их смесь блюза, психоделии и жесткого прогрессивного рока опередила свое время. Интерес к оккультизму (особенно на треке “God Of Darkness”) опередил BLACK SABBATH на один год, и их музыку можно считать прото дум-металом. Основанный на недавно обнаруженных оригинальных лентах, CD Maiden Voyageпоказывает группу на грани создания чего-то действительно особенного. К сожалению, в то время альбом так и не был завершен. Данное издание объединяет коллекцию записей, включая их классический сингл 1970-го года "Falling"/"Ned Kelly", а также редкие записи и демо-версии песен, позволяя слушателю проследить весь творческий путь группы, буквально окунуться в процессе создания так и не вышедшего в свое время альбома.
Часть 1: GROWTH и болезнь роста
Базилдон стал одним из восьми “Новых городов”, отстроенных в соответствии с законодательным актом 1946 года в Юго-Восточной части Англии. Сюда из разрушенных войной трущоб Лондона переезжали семьи рабочих. Основанный в графстве Эссекс в 1948 году Базилдон вряд ли рассчитывал на славу некоей “культурной столицы”, это место достаточно трудно связать с центром зарождения психоделического рока Британии, но часто в истории рок-н-ролла мы видим, как самые странные группы возникают в самых неожиданных местах. Герои нашей истории как раз родились в этом городе. Двое из ключевых членов оригинальной группы IRON MAIDEN, Барри Скилс (бас) и Стив Дрюитт (вокал), встретились еще в школе, между парнями завязалась дружба, которая в конечном итоге и привела к созданию одной из самых сырых и отвязных рок-групп в музыке конца 60-х и начала 70-х. К слову сказать, в Базилдоне, в 1980 году другими местными парнями была основана еще одна группа, которая достигла-таки мировой славы. Группа эта называется DEPECHE MODE. Но мы-то не об этом феномене ведем речь, поэтому продолжим историю IRON MAIDEN.
Стив рисует яркую картину их с Барри детства “В 60-е годы Базилдон только строился и имел атмосферу пограничного города, - мало магазинов, школ, почти никаких правил и ужасно много грязи. Большинство людей, которые там жили, в той или иной степени работали по строительству, ведь практически все обычные городские социальные структуры должны были быть созданы с нуля. Для нас, детей, все было в новинку. Мы происходили из разных слоев общества, но при этом все мы оказались вместе в новых, только что построенных школах, которые не имели никакой истории”. “Мы должны были сделать все возможное”, - объясняет Барри, - “чтобы каким-то образом выжить в этих условиях. Мы всегда попадали в неприятности из-за длины наших волос, которые, впрочем, только касались наших воротников. По сегодняшним меркам это ерунда, но тогда это было возмутительно.” Стив заключает: “Если вы посмотрите на другие группы из наших краев, такие как DR.FEELGOOD или KURSAAL FLYERS, то увидите ту же грубую сырую энергию, которые являются отличительными чертами и для нас.”
Довольно скоро музыка того времени начала оказывать свое влияние на их впечатлительные умы. Как вспоминает Барри: “Мы все тогда очень любили музыку и хотели создать свою группу, на самом деле просто для собственного развлечения, а не для того, чтобы взрывать чарты или даже думать о девушках или славе”. Стив соглашается: “Мы оба естественно отождествляли себя с THE STONES, и по мере того, как мы все больше погружались в их музыку, как и многие из нашего поколения, мы невольно попали под их влияние и стали одержимы R&B.”
В итоге, в 1966 году парни создали группу под названием GROWTH вместе с одноклассником Крисом Роузом (Chris Rose) на гитаре и проводили большую часть своего свободного времени, репетируя стандартный набор блюзовых и бит-классиков, чтобы играть на концертах местных молодежных клубов. Вполне естественно, что благодаря постоянным репетициям и выступлениям, их мастерство росло, а интересы и музыкальные ориентиры развивались в течение следующих двух лет с новой, более агрессивной музыкой, которую они слышали по радио: “За это время CREAM начали производить впечатление на всех, включая нас, и мы начали включать несколько их песен в наш сет”, - говорит Барри. Стив с энтузиазмом вторит: “Мы действительно играли вещи CREAM в нашем школьном зале! Все это очень вдохновляло нас и подстегивало.”
Однако вскоре первый состав GROWTH распадается, оставив Барри и Стива двоих в одиночестве, Барри продолжает рассказ: “Оставшись ненадолго в качестве дуэта, в июне 1968 года, мы сформировали новую группу, STEVENSON’S BLUES DEPARTMENT. Нам обоим было по 18 лет.” “В те дни мы выступали в большинстве лучших блюзовых клубов, таких как Blue Horizon и Belsize Town & Country Club в Кэмдене (где мы довольно регулярно выступали в поддержку JETHRO TULL). Несколько раз мы выступали в одном концерте с FLEETWOOD MACK, а также с EDGAR BROUGHTON BAND и KING CRIMSON. Некоторое время спустя мы оба решили, что выступать только вдвоем, дуэтом, немного “не то, что надо”, поэтому вскоре мы пригласили Пола Рейнольдса (Paul Reynolds) на барабанах и Грэма Эсгроува (Graham Esgrove) на соло-гитаре.” Стив продолжает: “Частенько мы выступали в качестве разогрева перед Питером Грином (Peter Green) и FLEETWOOD MACK. Особенно запоминающимся стал концерт в клубе Cricketers, где сначала Мик Флитвуд, а затем и вся остальная его группа присоединились к нам на сцене для мощного джема. И именно Питер Грин был тем, кто предложил нам перейти полностью на электрические инструменты и создать полноценную настоящую группу.”
Часть 2: Плохая сделка
К концу десятилетия звуки британского блюзового бума начали мутировать в новый, более тяжелый звук. “Это сильно резонировало с группой”, - вспоминает Барри, - “в середине 69-го мы все были под впечатлением от первого альбома LED ZEPPELIN с их мощнейшими пауэр-блюзовыми рифами, и мы решили, что должны найти нового гитариста. Мы также решили, что группе нужно новое название, и поначалу подумали о BUM. Я не знаю, откуда взялось это название, но нам показалось, что это название отражает наш мятежный дух и достаточно выделяло нас среди всех.” Стив соглашается: “BUM был нашей попыткой быть действительно раздражительными, что взрослые ненавидели бы по-настоящему, и до определенного момента это работало. Мы играли на площадках по всему району, и у нас было немного поклонников.”
Группа разместила объявление в Melody Maker, которое привлекло внимание Тревора Томса (Trevor Thoms), который и заменил Эсгроува, после чего звук группы действительно изменился. Барри вспоминает: “Это было, наверное, наше самое продуктивное время. Тревор и я мгновенно почувствовали друг друга, мы могли менять музыкальное направление в песне и следовать друг за другом почти не задумываясь.” Стив был так же ослеплен игрой Тревора на гитаре: “Он был просто сенсационным, и мы все сразу заматерели. Он пришел к нам полностью сформированным музыкантом, не знаю, каким образом он так стал играть, но он был феноменален, и с ним мы вступили в действительно творческий период, отойдя от простого блюза и перейдя к самостоятельному сочинению материала. Мрачное, обреченное чувство в нашей музыке пошло как раз от Тревора, хотя и с некоторой долей юмора, но мы все приняли его и внесли свой вклад, задействовав наше воображение. Я не могу сказать, что мы были особенно увлечены оккультизмом, но нам нравился потенциал материала в подобном ключе, и в этом подходе было достаточно возможностей для добавления музыкальных инноваций.”
Следующим шагом к настоящей профессиональной деятельности стало то, что группа обрела менеджера с хорошими связями, и все эти шаги выглядели весьма благоприятными для старта карьеры группы. “Отец моей девушки, Стэн Блэкборн, работал на THE STONES в их первые дни и в это время работал на Эндрю Олдхэма (Andrew Loog Oldham) в Immediate Records”, - вспоминает Стив. ”Он согласился заняться нами, и поскольку у него были такие потрясающие контакты, мы подумали, что это было бы здорово”, - продолжает Барри. “Mы знали, что Стэн поможет нам заключить контракт на запись пластинки. Единственным камнем преткновения было наше название, BUM (“бомж”). Я хотел оставить его, но меня убедили, что если мы хотим подписать сделку, то нам придется сменить название”, - говорит Стив. “Теперь нам нужно было новое название для группы, и поэтому мы все обменялись идеями, и одним из предложенных стало Iron Maiden. Наш роуди, Пит, убедил нас, что это идеальное имя, учитывая наш материал. И вот такое название мы и выбрали. Наше сценическое представление было очень театральным, отражающим суть музыки, которая, я думаю, была совершенно новой в то время.”
Часть 3: Сказки о славе, сказки о мифах
Примерно в то же время, когда сменили название, в 69-м году группа отправилась в студию, чтобы записать несколько демонстрационных треков, чтобы было проще представлять материал, исполняемый группой с целью получения полноценного контракта. В результате были записаны композиции “God of Darkness” и “Ballad of Martha Kent”, с которыми и были отпечатаны ацетатные промо-копии. Оба этих трека имели весьма мрачную атмосферу, что очень не отличалось от того, что было принято тогда. ”Песни, казалось, сами собой, естественным образом двигались в этом направлении”, - рассказывает Барри, - “это не было нашим осознанным решением, но слова и музыка просто получались такими сами собой. Каким-то образом мы с Тревором сочиняли одинаково мрачные дум-риффы, и подобная музыка получалась у нас сама собой, все было естественно и легко получалось именно в этом направлении. Я думаю, что мы нашли наш звук и стиль, и если бы мы продолжили, я уверен, что мы были бы известны как изобретатели дума сейчас. Мы не практиковали оккультную магию и даже не думали об этом, мы просто строили наше сценическое шоу вокруг всего этого. К концу жизни Мэйден мы носили монашеские одеяния, зажигали свечи вокруг сцены, то есть из всего освещения на наших выступлениях был свет от этих свечей и включенных усилителей. Я думаю, что элементы оккультизма в наших шоу был достаточно новым и необычным тогда, если не сказать, шокирующим. Это все сделало нас другими.”
Громкие концерты пошли просто один за другим, как правило, самостоятельно организованные Барри. “Мы поддерживали новую недолговечную группу Дэвида Боуи THE HYPE, играли с EGG, BLOODWYN PIG, ZOOT MONEY & TASTE плюс пару фестивалей", - вспоминает он. В начале 1970 года Пол Рейнольдс ушел из группы, чтобы сосредоточиться на своей обычной дневной работе, и группа пригласила Стива Чэпмена (Steve Chapman) (ex-JUNIOR'S EYES, а позже POCO). Барри вспоминает: “Мы все были очень впечатлены новичком на барабанном стульчаке. Стив Чэпмен был очень энергичным парнем, кроме того, он изучал технику игры на барабанах. Его громовой барабанный бой преобразил наш звук, сделав его гораздо более динамичным. Мы знали, в каком направлении движемся.”
Вскоре менеджер Стэн Блэкборн устроился на работу в President Records и договорился о том, чтобы IRON MAIDEN подписали контракт с их новым лейблом Gemini. “Gemini был новым суб-лейблом, созданным специально для продвижения рок-андерграунда, под управлением Карла Денкера”, - говорит Барри, - “Считалось, что это будет хороший лейбл для новых групп.” Однако не все было так радужно, когда группа захотела попасть в студию. “Вспоминая об этом сейчас, запись для Gemini была в основном дерьмом”, - продолжает он. “Было очень трудно втиснуться в студийный график. Мы записали “Ned Kelly” и “Falling” в Regent Studio A со Стивом Чепменом на барабанах (Пол Рейнольдс также записывался на этих сессиях, но на окончательный вариант вошли записи с Чепменом). Фильм о Неде Келли вот-вот должен был выйти в прокат, и звукозаписывающая компания организовала австралийское турне, чтобы совместить премьеру фильма там с выпуском сингла с нашей песней “Ned Kelly”. К сожалению, между нашим союзом музыкантов и австралийским пиар-агентством шел спор о выплате роялти, и до тех пор, пока он не был улажен, никакие живые выступления не могли там состояться. Стив вспоминает, как появился остальной материал на этом диске “Был запланирован альбом, и мы успели записать несколько репетиционных треков, чтобы посмотреть, что из них включить в альбом и продумать аранжировки. Это были записи не для релиза, они не должны были увидеть дневной свет, но, в конечном итоге, это практически все, что у нас осталось.”
Барри продолжает: “Продолжительность “Falling” (6 с лишним минут) была как раз в нашем стиле, и изначально эта вещь не планировалась к изданию на сингле. Это было связано с тем, что она поместиться на стандартный семидюймовый диск со скоростью в 45 оборотов. Поэтому мы планировали издать его не на 45-й скорости, а на 33-й, так что мы могли сделать такой сингл первыми, задолго до того, как это сделали MUNGO JERRY. Но поскольку музыкальные автоматы проигрывать только 45-ки, им удалось просто ужать трек. Также считалось, что эта продолжительность песни слишком большая для радио, но мы все же смогли получить несколько эфиров Би-би-си.” Стив добавляет: “Первоначально песня называлась “You Must Be Fooling”, но каким-то образом она трансформировалась в “Falling”, и именно это мы и пели.”
Хотя материал, записанный группой в студии, был задумчивым и зловещим, Барри утверждает, что это было немного несовместимо с их персонажами: “В реальной жизни мы очень веселые и комичные, но каким-то непостижимым образом нам удавалось писать песни одна мрачнее другой. Не совсем уверен из-за чего это произошло, но, возможно, это было потому, что у дьявола были лучшие риффы. Если бы в те дни мы знали о пониженном строе, я уверен, мы бы его использовали.”
Часть 4: По ком звонят колокола судьбы…
К сожалению, группа пережила очередную смену состава как раз в тот момент, когда их карьера, казалось, была готова к взлету. Стив Чепмен стал ненадежным, и на его место был приглашен Пол Хаггетт (Paul Hagget). Стив продолжает рассказ: “В обновленном составе мы провели несколько недель в репетициях на Морнингтон-Кресент (Северный Лондон), собирая новые идеи, но казалось, что все шло к тому, что мы стали соперниками, а не единомышленниками. Стэн Блэкборн организовал наше выступление на фестивале под открытым небом, крупном мероприятии, в котором мы были заявлены как главная группа. К сожалению, это была катастрофа. После нескольких неудачно исполненных песен группа каким-то образом добралась до конца концерта, но для Стива все было кончено: “Для меня и IRON MAIDEN это был конец. С тех пор я ни разу не выступал.”
И хотя группа хорошо поработала в студии, но эти записи так и не попали на альбом. “Gemini закрылись прежде, чем мы смогли закончить альбом, который должен был называться Maiden Voyage”, - скорбит Барри. “Мы работали над идеями для обложки и записали большую часть альбома, однако, к большому сожалению, эти ленты утеряны. К счастью, у меня были демо-записи некоторых песен на кассетах и ацетатных дисках. Позже они были обработаны и выпущены на лейбле Audio Archives. К счастью, с тех пор Стив нашел оригинальные ¼ - дюймовые ленты, которые мы использовали для этого окончательного выпуска на Rise Above Relics, и наконец-то эти записи звучат лучше, чем когда-либо.”
Закрытие фирмы Gemini оказалось ножом в сердце группы “После того как Gemini закрылись примерно в середине 1970-го, наш менеджер заболел, мы попытались продолжить, но я думаю, что мы все уже потеряли нашу уверенность”, - сокрушается Барри. “Я устал постоянно искать места для выступлений, организовывать наши концерты, Стив работал в отделе спецэффектов на Би-би-си (где он продолжал делать спецэффекты для фильмов, например, таких, как “Доктор Кто”, “7-го Блейка” и “Гулливера в Лилипутии”) и сосредоточил свои усилия в этом направлении. Тревор присоединился к SPIRIT OF JOHN MORGAN, а затем к INNER CITY UNIT с Ником Тернером из HAWKWIND. А мне как-то позвонили и сказали что группе ZIOR срочно нужен басист для предстоящих концертов. Так IRON MAIDEN и оказались развеянными на все четыре стороны.”
Эпилог
Очевидно, что неудача группы все еще причиняет Барри боль: “Я и сейчас уверен, что с правильным лейблом звукозаписи, который вложил бы в нас больше энергии и своего внимания, с правильным подходом по продвижению на рынке, с достаточным количеством промо-акций, мы стали бы настоящей группой, группой с большим именем.” Стив чувствует то же самое: “Размышляя о том, что могло бы быть, я полагаю, что для меня, по крайней мере, это была бы совсем другая жизнь. У нас был потрясающий потенциал, но, как и во всем остальном в этой жизни, что есть, то есть. Все это было сорок лет назад, с тех пор я сделал карьеру скульптора в Музее Естественной Истории, работал на Би-би-си в качестве дизайнера спецэффектов, а затем много лет работал кинорежиссером.”
К большому сожалению, Тревор Томас трагически скончался в декабре 2010 года от рака поджелудочной железы. Тревор был чрезвычайно харизматичным, его игра на гитаре явно была главным достоянием группы, как вспоминает Барри “Возможно, были более быстрые гитаристы, более техничные, но из-за его уникального стиля и изобретательности, экспериментов и воображения я не думаю, что было много гитаристов, которые могли соперничать с ним.” Стив был и до сих пор находится в плену стиля Тревора: ”Слушая эти наши старые записи, трек за треком снова и снова, я обратил внимание на то, насколько лирична была гитара Тревора; есть много отрывков, которые сами по себе были бы очень хорошими композициями. Я всегда думал, что он был одним из лучших музыкантов, которых я когда-либо слышал.”
Барри занимался музыкальным бизнесом всю свою жизнь (включая время в качестве бас-гитариста VENOM) и до сих пор активно играет в блюзовой группе ROAD RUNNERS: “У нас был полный гастрольный дневник в 2010 году и почти полный дневник 2011 года. Возраст сыграл свою роль – мои волосы почти исчезли, и я немного плохо себя чувствую после концертов, но я просто люблю играть и не могу придумать лучшего способа заработать себе на жизнь.” И заключает: “Я хотел бы, чтобы IRON MAIDEN записали больше материала тогда, или вернулись бы к нему сейчас, и перезаписали бы его, но… что есть, то и есть, и своего времени нам уже не вернуть. Я надеюсь, что наши поклонники получат удовольствие от этого альбома!”
IRON MAIDEN посвящают этот альбом памяти Тревора Томаса.
Остин Мэтьюз (Austin Matthews), 2012
Перевод Александр Ковтун
(© Prog Island, СПб, декабрь 2020)