Я не знаю другой песни, которая по силе эмоционального воздействия была бы равна песне «Священная война». С первых аккордов, с первых слов мороз продирает по коже, дыхание прерывается, и на глазах закипают слёзы. А песня ширится, растёт и заполняет собой всю душу.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идёт война народная,
Священная война!
Премьера песни состоялась 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале перед бойцами, уезжающими на передовую. Стоял страшный шум и гул. Но с первых же тактов шум затих. Люди слушали песню как гимн. На суровых лицах проступило волнение, на глазах показались слёзы. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь, пять раз подряд, звучала песня в тот день. А вскоре она уже зазвучала по всей стране.
Всё время: и к светлой дате 9 Мая, и к Дню памяти и скорби 22 июня — в определённых кругах общества возникает вопрос: может ли самая кровавая в истории человечества война носить имя «священной»? Война – это жестокость, кровь, людские мучения. Тем не менее, за всю историю существования человечества на земле прошло неисчислимое количество войн. Люди воевали всегда: племя с племенем, народ с народом, государство с государством, не говоря же о внутренних, гражданских войнах.
До определённого времени войны считались порождением дурных человеческих наклонностей и страстей, но затем учёная мысль подвела под них прочную экономическую базу, придав им определённый смысл и значение. С давних пор война стала делом профессиональным, появилась каста военных людей. Каждая профессия подразумевает свои тонкости и приёмы – появились военные училища и академии. Сегодня мир немыслим без военных людей, вооружённых современной военной техникой.
Несмотря на всё это, сами войны продолжают восприниматься, как страшное деяние. Профессиональная цель любой войны определяется так: склонить противника к принятию твоих условий, нанося ему определённый урон в живой силе и технике. Живая сила – это люди, убитые на войне. Среди этих людей большую часть составляют не военные, а мирное население: старики, женщины, дети. Конечно, бывают войны более-менее «цивилизованные», но всё равно без жертв со стороны населения не обойтись. Людей убивают без всякой вины, а убийцы не только не наказываются, на даже поощряются наградами и отпусками. Иногда убийц судят по международным законам, но это бывает крайне редко, да и кто судит? Победители побеждённых. А победителей, согласно поговорке, не судит никто.
Нюрнбергский процесс стал возможным только потому, что среди победителей во Второй мировой войне оказался Советский Союз. Если бы, как после Первой мировой войны, у России отняли победу, никто бы гитлеровских извергов не судил. Возможно, им пришлось бы покаяться за холокост, но за 27 миллионов жизней советских людей, среди которых огромное большинство составляло мирное население, Запад покаяния требовать бы не стал. И то, что сегодня, значительная часть Европы, во главе с взбесившимися поляками, при полной поддержке Германии, забывшей май 45-го года, снова рвутся к войне с Россией, лучшее тому подтверждение. И то, что сегодня нашим воинам приходится добивать нацизм, не добитый в результате той войны, тоже лучшее тому подтверждение.
Для нашей страны Великая Отечественная война стала священной потому, что она была освободительной войной, и ещё потому, что победа в ней досталась ценой неимоверных жертв и страданий нашего народа. Где жертвенность, там и святость. И наши сердца так и будут вздрагивать и замирать при звуках первых аккордов песни «Священная война». Особенно в страшный и памятный день – 22 июня. Не могу не сказать о том, как страстно и яростно спел эту песню Николай Басков на Саур-Могиле в Донбассе 22 июня в 4 часа утра. Памяти павших.
В каждом человеке живёт одно и то же божественное начало, и поэтому ни отдельный человек, ни собрание людей не имеют право лишать человека жизни. Даже подлых убийц, в ком это божественное начало явно не просматривается, сегодня во многих странах не казнят. Но когда это правило станет абсолютным законом человечества? Когда невинный ребёнок, убитый на войне, будет приравнен к злобному убийце, кайфующему в отдельной камере с телевизором и холодильником? Этот вопрос, страшный своей безумной алогичностью, разрывает многие души.
Двадцать первый век по многим приметам обещает быть не лучшим веком в истории человечества. И, наверное, долго ещё будет действовать правило: хочешь мира – готовься к войне, и сила будет противостоять силе, жестокость – жестокости. Такова наша действительность. Но разве не должен всё равно звучать голос разума и добра?
Статьи на похожую тему:
«Культурный европеец — в душе всегда нацист»
"И вновь выходит в чисто поле"