В Новосибирской области закончился период сдачи ЕГЭ. Всего в регионе максимальный результат — 100 баллов — набрали 82 выпускника, а ученик Второй новосибирской гимназии Александр Попов сдал на заветную «соточку» сразу два предмета — русский язык и историю.
В интервью nsk.aif.ru Александр рассказал о своей подготовке к экзаменам, дал советы будущим одиннадцатиклассникам и поделился планами на дальнейшую жизнь.
Плюс два балла за шпаргалки
— Что ты чувствовал, когда приходил на экзамены?
— На экзамене по русскому я волновался, конечно, сильнее — потому что это, во-первых, был первый экзамен, а во-вторых, я чувствовал, что к нему я подготовлен хуже, чем к истории, которой я увлекаюсь больше, чем русским. Жить историей — это мое хобби, а русский — хоть и это мой язык, но все равно подготовиться к экзамену по нему гораздо сложнее, чем по истории. Поэтому на экзамене по русскому я волновался, а на истории я был спокоен совершенно.
— Шпаргалками не пользовался?
— Я думаю, что шпаргалки бесполезны. Они помогут максимум два балла прибавить, потому что очень много заданий различных форматов.
— Какие из заданий были самыми тяжёлыми?
— В русском самое сложное – это сочинение, подобных которому нет ни в одном другом экзамене. По истории в этом году очень сильно поменяли экзамен, и самым сложным среди учеников считалось задание, где было дано условие — провести параллель между историей России и всемирной историей. Задают какую-то страну — это может быть страна Европы, или страна Азии, и по условию задания нужно доказать какой-то факт, или привести какой-то факт. У меня, например, на ЕГЭ было: «После 1945 СССР и США наращивали политическое влияние в Европе». И нужно было это доказать: например, указать, что США создали блок НАТО, и написать, что СССР в качестве ответной меры спустя шесть лет создал ОВД.
— Актуальная тема в свете последних событий. А ты с самого начала рассчитывал на 100 баллов?
– По русскому — нет. По русскому я готовился к 90 баллам. А по истории, можно сказать, с первого пробника рассчитывал на 100 баллов, потому что написал его больше чем на 80 баллов.
— А какие результаты по другим твоим ЕГЭ?
– Обществознание написал на 92 балла, но подал на апелляцию. Её в понедельник мне удовлетворили, подняв результат на 4 балла. Теперь у меня 96.
— Достойно. А что бы ты посоветовал делать ученикам, которые будут в следующем году сдавать ЕГЭ, чтобы достичь заветной «сотки»?
— Я бы посоветовал в первую очередь серьезно готовиться, не оставлять подготовку на потом. Многие ребята и многие мои знакомые недооценивают русский: «по нему средний балл выше», «порог очень низкий» и всё такое. И я бы посоветовал выбирать те предметы, которые интересны, потому что, если человек выбирает не интересующий его предмет, у него ничего не получится — я так скажу.
Должна быть ещё систематичность. Желательно выработать график подготовки: допустим, школа в час заканчивается, в два ты приезжаешь домой, в три садишься за русский язык, в семь начинаешь заниматься историей. Обязательно нужно отдыхать, находить на это хотя бы часик в день. Желательно прогуливаться, проводить это время на свежем воздухе.
«Удача однозначно решает»
— Давай о твоей подготовке поговорим. Когда вообще ты начал готовиться?
— По русскому я начал, по классике, готовиться уже в 11 классе. Я старался совмещать разные виды подготовки. Во-первых, ходил на дополнительные занятия в школе, во-вторых, покупал курсы в онлайн-школе, ну и в-третьих, дома прорешивал задания.
— Ты говорил, что русский для тебя сложнее истории. Почему?
— Тестовая часть по русскому сложнее и сочинение очень сложное — нужно во все критерии чётко попасть. Кстати, поясню, почему мне было легче с историей. По ней у меня очень хороший бэкграунд: в 10 классе я ездил на региональную олимпиаду и становился призером. То есть, у меня уже были знания.
— А какое-то свободное время при подготовке у тебя вообще было, или ты готовился нон-стопом?
— Свободного времени, конечно, в 11 классе у человека, который стремится к 100 баллам, мало. Но оно оставалось — я тратил его на прогулки и встречи с друзьями, старался проводить время с родителями, бабушкой, ходил в театр по Пушкинской карте. В общем, свободное время было, но оно было сильно ограничено.
— Как ты думаешь, за полгода до экзамена реально к нему подготовиться и сдать его на «сотку»? Допустим, по истории человек никогда варианты ЕГЭ в глаза не видел, и решил вдруг в феврале, что будет этот предмет сдавать. У него что-то выйдет?
— Если этот человек любит историю или интересуется ей, или интересовался ей раньше, то, естественно, у него есть хотя бы костяк знаний, и у него будут шансы. Это еще зависит от того, как переделают экзамен в следующие годы. В этом году экзамен, я бы сказал был далеко не самым сложным в сравнении с опытом прошлых лет. Не было эссе, про которое говорили, что оно «топило» школьников.
— Как ты считаешь, на ЕГЭ удача важна или она ничего не решает? А то некоторые говорят, что можно в тестовой части все наугад расставить, другие отвечают: «нет, это так не работает»?
— Удача однозначно решает, потому что варианты составлены неравномерно. Есть варианты, которые реально сложнее, есть те, которые реально легче — и так даже в контексте гуманитарных наук. Есть вопросы сложные для ребят, которые олимпиадами увлекаются, а есть вопросы элементарные.
Был ошеломлён
— Как у твоих одноклассников результаты?
У нас ученики сильнее, чем в обычной СОШ, поэтому с результатами по истории и русскому неплохо. Но 100-балльников по этим предметам, кроме меня, больше нет.
— А как ты отреагировал, когда узнал, что у тебя по двум предметам 100 баллов?
Когда пришли баллы по русскому, я был, конечно, был ошеломлен — я даже на видео записал свои эмоции и потом всем об этом рассказывал. Я прямо кричал в ноутбук и улыбался еще минуты три после того, как увидел результат. Как дурачок, улыбался сидел на стуле.
По истории немного удивительная история о моей реакции и о том, как я вообще узнал результат. Узнал я его не дома: я находился на улице, просто гулял с друзьями, играл в футбол. В какой-то момент открываю телефон: он разрывается от сообщений. Мне написывает мой педагог по истории — и там куча эпитетов, куча восклицаний, куча похвалы в мою сторону. Я уже не кричал — просто перезвонил еще раз, выслушал слова благодарности, сам его поблагодарил.
— Поблагодарил — то есть, этот преподаватель помог тебе получить сто баллов?
— Да. Роль педагога заключалась в том, что еще в пятом классе она смогла мне привить любовь к истории, заинтересовать предметом.
— Куда будешь поступать со своими результатами?
— Я попробую поступить в МГУ на факультет юриспруденции. Ещё подам заявление в НГУ, но это запасной вариант — московские и питерские вузы сильнее всё-таки.