Найти тему
Вместе сильнее

Леонард Эйлер Часть 4 В Россию с математикой

Как мы уже упоминали Леонардо Эйлер, вопреки многим иллюзиям относительно гениальных математиков и естественников, был не только искренне религиозен, но и очень семейно ориентирован.

Вместе с ним в столицу Империи Российской приехало его 18 родственников (кое кого Великий Фридрих попридержал из мелочной вредности, и они присоединились к математику позже). Отметим, что многие из них принесли несомненную пользу России работая в той же Академии.

Екатерина вторая приняла монарха математиков, как реальную коронованную персону, даровала 8000 рублей на покупку дома на Васильевском острове, командировала одного из личных повара и деятельно взялась за эксплуатацию человека человеком.

Но смена климата привела к реальной трагедии: у Эйлера стремительно прогрессировала катаракта. Он полностью ослеп. Колоссальный интеллект, умудрился даже это обратить себе на пользу: количество работ, которые он теперь диктовал даже возросло. В этот период выходит большая часть работ Эйлера (!), что по праву позволяет причислить Леонардо к реально, а не только лишь почетно русским ученым. Получение поста вице-президента отложилось. Что, впрочем, не помешало ему написать длинные рекомендации о реорганизации академии.

В 1768 – 1770 годах выходит 2 тома Начала алгебры (на самом деле названия учебника от издания к изданию варьировалось). Этот учебник перенес 30 изданий и оказал влияние на ВСЕ последующие учебники по начальной алгебре. Первым языком этого фундаментального (и отчасти не рукотворного), который быстро был издан на всех основных языках Европы памятника, был именно русский.

Кроме того, только фундаментальные работы Эйлера в нескольких томах пережившие десятки изданий об Оптики, Интегральном исчислении, теологии, решить Задачу трех тел (в определенных условиях, разумеется, создал параллельно сферическую геометрию, чуть не помер в пожаре и перенес операцию по удалению катаракты.

Специально для последнего императрица пригласила самого известного окулиста Европы Ветцеля. Математик опять стал видеть.

Перебравшись в Петербург, наш герой позволял у себя столоваться уже европейкой научной молодежи. За ученика Даниила Бернулли Николая Фусса (тоже базельца) вышла замуж его внучка, что привязало в будущем курного математика и организатора науки к России (в частности, был членом Императорского Казанского университета).

Осталось рассказать немного.

В 1773 году умерла жена Эйлера, с которой он прожил 40 лет. Вскоре Эйлер женился на сводной сестре умершей супруги.

7 (18) сентября 1783 года во время беседы об открытой на впервые с помощью телескопа планете Уран Эйлер потерял сознание и умер.

Как сказали на траурном заседании французской академии: «Он перестал вычислять и жить».

Похоронили на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. Надпись на памятнике на немецком языке гласила: «Здесь покоятся останки знаменитого во всём свете Леонарда Эйлера, мудреца и праведника. Родился в Базеле 4 апреля 1707 года, умер 7 сентября 1783 года». После смерти Эйлера его могила затерялась и была найдена, в заброшенном состоянии, только в 1830 году. В 1837 году Академия наук заменила эту надгробную плиту новым гранитным надгробием (существующим и поныне) с надписью на латинском языке «Леонарду Эйлеру - Петербургская Академия» (Leonhardo Eulero - Academia Petropolitana).

В пост сталинском СССР с его отчасти патологическим пренебрежением как к религиозным чувствам, так и посмертной воле отдельных людей прах истинного сына Лютеранской церкви, теолог и пропагандист христианства был перезахоронен в Александрова-Невской лавре в «Некрополе XVIII века».

Здесь сохранилось более 1 000 надгробных памятников XVIII–XIX веков, которые являются уникальными произведениями мемориального искусства. В некрополе находятся надгробия современникам Петра I, деятелям отечественной истории, науки и культуры, представителям самых известных дворянских фамилий: Д. И. Фонвизину, С. Ю. Витте, адмиралам В. Я. Чичагову, Н. С. Мордвинову, вдове А. С. Пушкина - Н. Н. Ланской, петербургским зодчим И. Е. Старову, А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, Ж. Тома де Томону, Д. Кваренги, К.И. Росси, А. Бетанкуру и многим другим знаменитым петербуржцам.

Напротив расположен Некрополь мастеров искусств.

Отчасти Эйлера с произошедшим возможно могло бы примирить, то что могила находится по соседству с его другом – Ломоносовым.