В марте 2020 года я представляла Ростовскую область в Совете Федерации на совещании по вопросу совершенствования подхода к регулированию обращения с навозом. Там мы пытались найти ответ на вопрос что же такое навоз- отход или продукт?
По законодательству он считался опасным ОТХОДОМ, а не ОРГАНИЧЕСКИМ УДОБРЕНИЕМ.
Это означало, что производители АПК по закону должны были разрабатывать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, проводить экологическую экспертизу, получать лицензии и так далее. Таким образом, на все это нужны были дополнительные денежные затраты. И не малые.
С 2015 года эта неоднозначная формулировка законодательства об отходах добавила головной боли фермерам и производителям, которые использовали навоз в качестве удобрения.
Все эти годы многие специалисты страны, отраслевые союзы, депутаты Государственной Думы, руководители аграрных предприятий совместно с профильным министерством вникали в этот вопрос, разбирались, дискутировали. И вот как результат на днях был принят законопроект, согласно которому продукты жизнедеятельности животных теперь считаются побочными продуктами животноводства, призванными повышать плодородие сельхозземель. То, есть мы фактически вернулись к истокам, к тому, что давно успешно использовали наши предки на земле. Оговорюсь, что это не снимает ответсвенности с сельхозтоваропроизводителей за ненадлежащее хранение и использование навоза как продукта животноводства.
Лишний раз убедилась, что многие вопросы и проблемы возможно решить в диалоге с властью и законодателями. Стоит только последовательно доносить мысль профессионального сообщества и убедительно показывать важность того или иного решения.