Мы часто говорим о том, как важны навыки общения в нашей жизни. Ведь с их помощью мы заявляем о своих потребностях, отстаиваем свои границы, выражаем свою позицию, договариваемся и т.д.
Трудности в общении случаются у всех. Иногда они связаны с особенностью личности или эмоциональным состоянием. Очень часто в практике встречаю ситуации, когда человек просто не знает, как обратиться к другому или какой дать ответ.
Поэтому считаю очень важным учить наших деток простым приемам или шаблонам в общении.
Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций.
✅️ ЗНАКОМСТВО 🖐. Объясняем малышу, как познакомиться и пригласить собеседника в совместную игру 🤗 Обучаем ребенка проговаривать фразу: " Привет, меня зовут (имя ребенка). Давай вместе поиграем в (мяч, куклы, машинки и т.д.)".
Такой простой приём позволяет малышу увереннее чувствовать себя в компании незнакомых детей, быстрее найти товарищей с похожими интересами и начать вместе играть.
✅️ ИГРАЕМ ПО ОЧЕРЕДИ 🤝. С самого раннего детства малышей можно обучать взаимодействию " по очереди". Обычно мы "прокачиваем" этот навык в группе раннего развития, когда в игре участвуют несколько малышей. Но каждый родитель может научить детку играть "по очереди", привлекая домочадцев или используя игрушки.
Например, катаемся на качелях и проговариваем: " Будем кататься по очереди. Сейчас мишка покатается, потом кукла, а потом ты."
Такой шаблон поведения научит ребенка договариваться, что в свою очередь позволит избежать конфликт.
✅️ ДАВАЙ ПОМЕНЯЕМСЯ🤹♂️ Бывает, что малышам понравилась одна и та же игрушка. И никто не хочет уступать. Здесь может развернуться настоящая ссора и даже драка! Взрослые могут предотвратить неприятную ситуацию, предусмотрительно предложив: " Давайте меняться!".
Важно☝️ очень быстро найти какую-то игрушку, от которой детка просто не сможет отказаться, передать в руки одного из малышей, а потом произвести обмен.
Здесь хочу обратить внимание родителей☝️ Очень полезно применять этот приём в общении с малышом, когда вы дома. Не забирайте предметы из рук ребенка, не выдергивайте, а спокойно предлагайте поменяться.
✅️ ПРАВИЛО "СТОП🚫" Учим ребёнка отстаивать свои границы. В ответ на попытку отобрать игрушку , учим проговаривать: "СТОП. Я ещё не поиграл. Сейчас поиграю и дам тебе". Или такой вариант: " СТОП. Это моя игрушка. Хочешь взять, спроси". А ещё можно так: "СТОП. Нельзя отбирать. Сейчас моя очередь".
Важно, чтобы фразы были простыми. Предложения состояли из двух-трех слов. Тогда малышу их проще запомнить и примерить в жизни.
✅️ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ БЕЗ ОСКОРБЛЕНИЙ И ДРАКИ 👍 все мы живём в обществе , где есть правила, которые необходимо соблюдать. И конечно, любой благоразумный родитель воспитывает своего ребёнка, ориентируясь на эти правила. Так мы учим детей: " обзываться НЕЛЬЗЯ", ведь от любых оскорблений конфликт может легко перерости в драку... Как же тогда отвечать обидчику?
Можно научить малыша отвечать так: "Бочка закрыта, ключ у меня, кто обзывается, сам на себя". Или вот такой вариант: " Это ты, а я кто?". Такой ответ не содержит оскорбительных слов и в то же время даёт возможность "постоять за себя".
✅️ МИРИЛКИ ❤️ Это моё любимое. Мини-стихи очень простые для детского восприятия, легко запоминаются. Приведу пример 👇
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас с тобой согреет лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья 🤗
"Мирилки" помогают символически закончить ссору и начать дружбу. Они часто содержат напутствие о том, как должны себя вести друзья и предупреждение о том, что произойдет, если товарищи будут ссориться и драться.
🏄Как мы осваиваем такие способы поведения? Конечно в игровой деятельности! 🧸🪆 Сначала взрослый проигрывает диалог с помощью игрушек, озвучивая каждую роль. Потом приглашает малыша принять участие в игре. Можно предложить сыграть каждую роль по очереди.
☝️Важно помнить: для того, чтобы эти приемы прочно вошли в обиход ребенка, стали для него привычным способом поведения, взрослым необходимо чаще использовать их в общении с малышом.