Найти в Дзене

Сказка в современной культуре (на примере сериала «Гримм» (реж.Д. Гринуолт 2011 – 2017))

Одной из современных моделей реальности, отвечающей стремлениям культуры, является сказка, которая всегда была частью духовной культуры каждого народа. Сказка - это вечный способ понимания и изображения мира и человека, поиск ответов на вопросы современности и художественное осмысление "вечных" проблем человечества. Оживая в эпоху символизма, она расцветает в 20-21 веках.

Можно выделить несколько факторов популярности сказки в современной культуре:

1) Разочарование в прежней цивилизации, которое достигло своей кульминации во время Второй мировой, а также ощущение того, что мир не до конца потерян, после завершения войны;

2) Кризис рационализма: общество устало от реализма (рационализма) и «здравого смысла»;

3) Человечество оказалось неспособным переносить скорость собственного развития – колоссальный прогресс НТР;

4) Происходит бегство от реальной действительности во внутренний субъективный мир;

5) Тоска о чистоте, естественности, простоте безыскусственных чувств и отношений;

6) Ощущение катастрофы, которая не является критической, когда человек ожидает, что сейчас все закончится, но ничего не заканчивается, а появляется что-то новое – т.е. предощущение неокончательности финала;

7) Общество стремится дать символико-метафизическое обобщение жизни, показать модели, архетипы;

8) Гуманизм: желание напомнить о вечных ценностях, добрых началах, которые не меняются в независимости от НТР;

9) Человечество стоит перед вопросами: кто я? что я? и как жить дальше?

В своей работе «Морфология волшебной сказки» В. Я. Пропп рассуждает об обрядовом происхождении сказки, в основе которой лежит преломленный инициальный обряд: т.е. мифическая сказка родилась тогда, когда распался родовой строй, и она запечатлела в себе отмершие ритуалы. Обрядовость возвращается в современную культуру вследствие широкого распространения массового кинематографа. Один из самых востребованных драматургических приемов, используемых в сказке, а затем в кино, основан на элементе, который Пропп назвал «неузнанное прибытие» [1, С. 51]. Зрители получают удовольствие от разгадывания загадок, а не от ожидания того, что должно произойти, и кто придет. И это приносит людям наслаждение. Еще З. Фрейд говорил, что «повторное открытие известного» является одним из технических приемов остроумия [2. 375 – 376].

Также уникальность сказки состоит в способности трансформироваться в произведения искусства, не разрушаясь, не переставая быть сказкой. Поэтому ее активно использует кинематограф, как жанр, так и исходный материал. Сказка дает возможность режиссеру простор для творчества и фантазии, который на основе старого материала создает совершенно иное произведение.

Одним из наиболее ярких примеров «сказочного синтеза» является американский телесериал «Гримм» (2011-2017), в котором герои сказок Братьев Гримм снова возрождаются, но уже в современном мире. Все начинается в современном Портленде, в котором процент убийств меньше среднего показателя по стране. И именно здесь начинают происходить все страшные события: «расчлененка», поедание внутренностей и другие, странные и необычные преступления, объяснить которые способен только Гримм. Это может быть неприятно, но “существа” везде: в государственных учреждениях, в высших слоях общества, соседи и т. д. Одни ведут законопослушную жизнь, а другие – преступную, но они обязательно работают в полицейском участке, иммиграционной службе. Это может быть пастырь, диджей, модный художник или фотограф и его муза. Понять кто из них человек, а кто “существо”, несет ли оно опасность для общества или нет, может только Гримм. Детектив Ник Бёркхардт – потомок охотников на сверхъестественных существ и теперь его обязанность – оберегать людей и научиться понимать тонкости борьбы с ними, и заодно распутать темное прошлое своей родословной.

В основе лежит предположение, что все истории, рассказанные братьями Гримм, не вымысел, а истинная правда, и существа, описанные в них – реальны. Все эти сказки были предостережением для потомков. Земля населена необычными созданиями, скрывающимися под видом обычных людей и никто, только члены рода Гриммов, не мог увидеть их подлинную сущность. Вильгельм и Якоб Гримм владели этим даром – видеть сущность этих созданий и они охотились на них, уничтожая разную нечисть, терроризировавшую людей. На всем их роде лежит проклятие постоянной, непрерывной борьбы с темными силами.

В сериале отсутствуют излишне кровавые сцены, поскольку основной акцент сделан на превращение лиц в животные морды: Шустролап, Когтедер, Сглазоклюв, Желтоглаз, Зверолов и многие другие. Главная идея состоит в обязательном посещении Ником «тайной комнаты» трейлера, а позже подвала в лавке Розали. Этот трейлер – наследство его предков-Гриммов, за века охоты, накопившие большое количество информации, вещей, реликвий и многообразное оружие. Здесь мы видим чередование крупных планов рисунков экзотических чудовищ с лицом Ника, который увлечен изучением рукописных фолиантов, гравюр, старинных рисунков и расшифровкой сказаний. Так, с помощью «путешествия по бестиарию» создается иллюзия свободы, которой не хватает современному человеку. Кроме того, общество до сих пор не готово принять «других», даже тех, с кем оно сосуществовало раньше. Данное положение позволяет назвать «Гримм» сериалом-диагнозом. В нем изображаются не просто социальные группы, а разные существа. Однако, эти существа не только и не столько монстры. Они по-прежнему несут глубинный смысл, который приписывался им людьми в далекие времена. Они являются отражением сущности человека, его желаний и страхов, поступков, пороков и добродетелей.

Сюжет простой и сложный одновременно. Каждая новая серия – самостоятельная история. Но вместе с тем она тесно связана с другими так, что не теряется общая идея сериала и хорошо прослеживается развитие смысловой линии.

Каждая серия начинается своеобразным эпиграфом. Чаще всего, это цитаты из сказок братьев Гримм и немецкого фольклора и литературы (например, «Песочный человек» Гофмана), а также из фольклора и мифологии других народов (испанской (Ла Йорона) восточнославянской (Кощей), былин (Садко), латиноамериканской (Эль Кукуй), индийской (Кали) и др.), Библии (Книга Иова, Второзаконие и т.д.), других книг (например, сказок Г. Х. Андерсена, басен Эзопа, «Одиссеи» Гомера, У. Шекспира), не обязательно художественных (в частности из текстов Ф. Бэкона), а иногда и философские высказывания (Вольтера, Смита, Дугласа, Хаксли, Ницше и др.). Они придают смысловую нагрузку сериалу, выполняя роль загадок к каждому эпизоду. Серии – не очередные копии, каждая чем-то выделяется от остальных. Создатели творчески интерпретировали знакомые сюжеты, сохранив их узнаваемость.В каждом новом эпизоде молодой Гримм (Ник) знакомится с новым Существом, либо с несколькими сразу. Кроме того, следует отметить такую особенность сериала как его атмосфера. Обманчивый покой небольшого городка, прекрасная и мрачноватая природа – все это увлекает и создает чувство затишья перед грозой. Преступники изображены в облике сказочных героев, но их преступления далеко не сказочные, а настоящие (похищение детей, убийства, воровство и т.д.).

Таким образом, сериал отличает полисемантичность, присущая тем современным произведениям масскультуры, которые нацелены на развлечение, но отражают довольно серьезные проблемы и смыслы на доступном для массового зрителя языке.

Проведенный выше анализ сериала «Гримм» позволяет нам выделит три важные идеи:

1. Действительность не такая, какой нам представляется, и создатели изображают внутренний мир преступников, их психические отклонения, представляя тем самым внутренние управляющие ими силы. При этом оказывается, что не внешность имеет особое значение, а внутренний мир.

2. Некоторые из созданий ущемлены социумом, которой не желает с ними считаться.

3. Демонстрируются важные общечеловеческие ценности: любовь, семья, дружба, семья, верность и преданность своему делу.

Таким образом, сериал «Гримм» – представляет собой нечто среднее между сказкой и фильмом ужасов. Здесь присутствую образы монстров, существ и прочей нечисти. Но сериал демонстрирует общечеловеческие ценности: любовь, семья, дружба, семья, верность и преданность своему делу.

Кроме этого, к типологическим особенностям фэнтези, унаследованным от формы сказки относятся: перемещение составных частей из одной сказки без изменения в другую: герои, предметы, мотив, сюжет [1, С. 9]. Поэтому мир фэнтези очень разнообразный, пестрый, гибкий и подвижный, не всегда устойчивый. И в свою очередь, кинематограф, заимствуя данное свойство, активно использует сказочные элементы (сюжеты, мотивы, героев, предметы и т.д.) как в неизменном виде, так и изменяет и представляет их с другой стороны, порой так, что можно только догадываться из какого это произведения, но в целом сохраняет их сущность. Ведь степень художественной убедительности и привлекательности сказочной модели определяется не ее новизной, а способностью автора воспроизвести традиционный сказочный мир по-своему и с неожиданной стороны, не разрушая его исключительности и чудесности [3, С. 377].

В итоге, в современной культуре жанр фэнтези один из самых востребованных. Актуализация интереса связана с социокультурными процессами современного общества. Волшебные мотивы и сюжеты фэнтези выражают романтическую мечту людей о будущем. Расширяя границы привычного, фэнтези позволяет переместиться в другой мир, предоставляет свободу творчества, удовлетворяя мечту об идеальном будущем, напоминает о добром начале в людях, подталкивает задуматься о сущности окружающего мира, о ценности жизни и человека.

Литература.
1) Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп, И. В. Пешков. – М.: «Лабиринт», 2009. – 128 с.
2) Жан Бодрияр. Символический обмен и смерть / Бодрийяр Жан – 3-е изд. – М.: «Добросвет», «Издательство «КДУ»», 2009. – 387 с.
3) Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века /Е. Н. Ковтун. – М.: Высшая школа, 2008. – 405 с.
4) Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. - М.: ЛИБРОКОМ, 2016. - 350 с.
https://media.kg-portal.ru/tv/g/grimm/posters/grimm_2.jpg
https://media.kg-portal.ru/tv/g/grimm/posters/grimm_2.jpg
https://mainstyles.ru/uploads/material-image/Grimm_2011%E2%80%932017.jpg
https://mainstyles.ru/uploads/material-image/Grimm_2011%E2%80%932017.jpg
https://i.pinimg.com/originals/68/ab/7f/68ab7fdc4c48856fcf7b0f0f63249b38.jpg
https://i.pinimg.com/originals/68/ab/7f/68ab7fdc4c48856fcf7b0f0f63249b38.jpg
https://cdnb.artstation.com/p/assets/images/images/022/366/609/medium/jerx-marantz-white-panther-1.jpg?1575188252
https://cdnb.artstation.com/p/assets/images/images/022/366/609/medium/jerx-marantz-white-panther-1.jpg?1575188252