-Какая у вас красота тут, какая природа! Надо сюда по осени приехать за грибами. Вот сейчас помогу тебе посадить огород и будут у вас свои свежие овощи. Могу даже на выходных выбираться к вам и помогать тебе с закрутками. У меня еще бабушкины рецепты остались. - Мать восхищалась видами, которые перед ней открывались, ей нравилась прогулка по лесу, ей нравилось что дом находится недалеко от реки. - Рай просто! И что вас в город тянет? Проведите воду в дом и все будет у вас хорошо
.- Мама, а отопление?
- А что отопление? Дровами запаслись и всех делов. Мужик-то у тебя рукастый.
-Через три недели Люда и Толя провожали маму на станцию. Ей так и не удалось уговорить мать пустить их пожить к себе. Та все твердила про самостоятельность и пользу свежего деревенского воздуха для ребенка.
Ну что, Толя..Будем привыкать к деревне.
-Да я как бы тут вырос и с детства приучен. А разве ты за несколько месяцев не привыкла?
- Нет. Я думала, что это ненадолго. Но мама...
-А что мама? Ты знаешь, она еще раз убедила меня в том, что права. Тещу я даже еще больше зауважал.
В деревне были очень добрые и отзывчивые люди, они многим премудростям научили приезжую молодуху из города - какие народные средства применять в борьбе с насекомыми за хороший урожай, делились рецептами закруток, подсказывали какие травы лучше собирать для купания детей, а какие хорошо заваривать при простудных заболеваниях. Эта жизнь ей начинала нравиться.
Через четыре года у Людмилы и Анатолия родился мальчик, Илья. Женщина уже с легкостью таскала воду с колодца, успевала уделять внимание детям и своему домашнему хозяйству - курам, уткам и гусям. За четыре года под пристальным приглядом свекрови она научилась выводить цыплят на продажу, смертность среди птичек была ничтожно маленькой, ну разве что крыса какая утащит или последыш слишком слабый родится. Даже односельчане завидовали выводку из ее инкубатора.
Все у ниШел уже 1995 год, Настеньке было 9 лет, Илье 5 когда к ним в село приехала Анна, ветврач по профессии. Ее поселили в пустующем домике бабы Клавы, которая умерла прошлым летом. Родни у старушки не было, потому дом наследовало государство.
Анна произвела фурор среди молодых девушек. Одета по городскому, модная стрижка и духи..Такие приятные, с цветочным ароматом. Редкость для деревенских барышень, учитывая то, что доходы населения резко упали. Благо, что у деревенских телевизор был редкостью, многие узнавали о том, что творится в стране, лишь от односельчан которые могли похвастать этой техникой в доме.
Людям задерживали зарплаты, в деревне мужики от злости начали выпивать. Вот с чем, а с алкоголем не было проблем - делали свои настойки да вино из всего что растет на деревьях и кустарниках. К сожалению, Анатолий тоже пристрастился к выпивке. И все чаще у него стало мелькать вот это деревенское "Люська". Уже не Людочка, не Милая, а Люська...
Она не понимала, что происходит с мужем, пыталась вызвать его на разговор, но он отмахивался :
-Отстань. Думаешь, мне сейчас легко? Я работаю как вол, а денег не платят. Не выйдешь на работу - уволят, вообще тогда не будет никакой надежды на получение заработанного. А так хоть я немного забываю о проблемах.
-Толь, но ведь это не выход..
- Не выход, но мне так легче.х с Анатолием было хорошо до тех пор пока он не Однажды Толик не пришел ночевать. Людмила не спала всю ночь. Наутро он зашел в дом, но следов пьянства у него на лице она не увидела.
-Толь, ты где был? Я всю ночь не могла уснуть.
-С Гришей сидели, выпивали, и я у него уснул
-А по тебе и не скажешь что пил. Ты же мне в последний раз вообще пообещал что бросишь!
-Я немного. Просто устал вчера, вот и уснул. Постирай рубашку, я завтра в ней на работу пойду.
Взяв в руки сорочку мужа, Людмила вдруг уловила знакомый запах - сталкиваясь в магазине с Анной, она чувствовала этот приятный цветочный аромат исходящий от нее. Нет, показалось. А может просто на работе рядом сидели? У них же кабинет общий, вот и пропах он ее духамТак бы она и думала дальше, стирая его рубашки, пока однажды он вновь не пришел домой ночевать.
Люда боялась, что он опять запил, не удержался и.загулял. Кабы не сорвался в запой... Нужно к Грише сходить, к другу его.
Илья спал, Настю она попросила присмотреть за братом в случае если он проснется, а сама, надев галоши, пошла вдоль по улице. Через пять домов стояла Гришина изба, но окна не горели.
Преодолев стеснение, она тихонько постучала в окно и тут же через несколько секунд в него выглянула Елена, супруга Григория..
-Люсь, ты чего по ночам шарахаешься? Случилось чего?
--Ты моего Толика не видела? Я просто подумала, вдруг он опять у вас заночевал...
-Нет, не видела. А с чего бы он вдруг у нас ночевал? Я никогда не разрешаю Гришкиным дружкам тут спать, даже твоему Толику не положено. Есть своя хата, пусть там и спит, а тут не ночлежка.
-Ага, а сама недавно разрешила им пьянку устроить
-Какую пьянку? Ты али не знаешь что я кодировала Гришку еще полтора месяца назад? Ты когда его пьяным-то видела?
-Ну как же? Толик недавно у вас ночевал, сказал , что они с твоим выпивали и так как устал с работы, быстро уснул.
-Ты что-то путаешь.
-Извини. Прости что разбудила.
-Ничего, ступай домой, сама спать ложись. Придет твой Толик, у него и спросишь. Хотя погодь, они сегодня с Анькой на ферме задерживались, что-то по скотине там выясняли. Может она знает куда он подался после работы. Зайди к ней, тут же рядом.
Пройдя еще несколько домов, она подошла вошла в калитку и постучалась в Анину дверь. Она видела свет в окне дальней комнаты и решила что ветеринар не спит. На стук никто не выходил. Толкнув дверь в сени, она споткнулась об обувь за порогом и обомлела - это Толика ботинки!
-Дверь в сам дом была заперта. Люда стучалась все громче и громче с намерением выяснить, что здесь делает ее муж и почему они так долго не открывают. Люда? Ты чего здесь делаешь? - Анна все-таки открыла дверь и сейчас стояла перед ней в одном халате, торопливо завязывая на талии поясок.
- Мужа своего ищу, Анатолия.
- А почему ты его тут ищешь? Его здесь нет. - Убрав волосы со лба, Анна уперлась руками в косяк двери и преградила Люсе вход в дом.
- А если его нет, что тогда ботинки его здесь делают?
-Да мало ли у кого такая обувь? Ты совсем сдурела? Ищи своего мужа в другом месте!
Но злость и недоверие к словам этой красивой женщины взяли вверх над ее самообладанием и, отодвинув плечом Анну, Людмила зашла в дом и бросилась в комнату. Там уже торопиво одевал брюки ее муж. Скомканные простыни и бутылка вина говорили о том, что здесь происходило несколько минут назад.
Она просто онемела от такого удара. Что-то говорить сил не было. Развернувшись, Люся выбежала из дома разлучницы и побежала вдоль по улице. Она слышала как Толик кричал и звал ее, но не оборачивалась. Забежав в дом, она заперлась изнутри и никак не реагировала на стук в окна и двери.
- Мама, открой, там же папа пришел. - Настя проснулась от шума.
- Папе сегодня не надо заходить домой, пусть к бабушке идет ночевать.
-Он опять выпил и потому ты сердишься?
-Да, он опять выпил, хотя обещал мне этого не делать. - Люся с одной стороны дочке и не врала - вино же было на столе у его любовницы.
Через час Анатолий ушел, а женщина не спала всю ночь. Она то лежала в кровати и просто беззвучно лила слезы в подушку, то сидела на кухне и курила крепкие и терпкие сигареты мужа, вытащенные из ящика стола.
Она от них кашляла, но продолжала вдыхать в себя горький и едкий дым, сама не зная зачем это делает.