Голотчизна находится всего в 12 км от Цеханова.
Название места многим ничего не говорит.
Это одно из малоизвестных мест на туристической карте северной Мазовии. В нем находится Музей позитивизма, филиал Музея мазовецкой знати в Цехануве.
Как и подобает музею позитивизма - множество документов, фотографий и других сувениров двух неутомимых позитивистов: Александры Бонковской и Александра Свентоховского.
Александра Бонковска
Александра Бонковска родилась в 1851 году. Ее семье принадлежали большие поместья в Мазовии, в основном в Пултуском повяте. Она считалась красивой, мудрой и образованной женщиной. Благодаря родителям она была помолвлена 16-летней девочкой с богатым, но угрюмым мужем Казимежем. Судя по табличкам, которые можно прочитать в музее, он не уважал свою службу и, кроме того, имел зуб на Александру за ее интерес к сельским людям, помощь больным и обучение бедных, сельских детей. Его безрассудство привело к разорению имущества в Ожарове, в котором они жили вместе, и Александре пришлось продать свое имущество в Слоньчево, чтобы спасти его.
Женитьба ее явно не устраивала, потому что она в конце концов завела на него дело о разводе и уехала в Варшаву, где познакомилась с позитивистскими идеями и встретила Александра Свентоховского. Она купила долговое имущество в Голотчизна, сразу же планируя использовать его в социальных целях. Александр Свентоховский стал ее другом. Он боролся за права женщин, доступ к образованию, был лидером варшавского позитивизма, основал свою газету «Правда», где активно работали такие деятели, как Мария Конопницкая. Он также помог Александре основать школу в Голотчизнах для девочек из бедных семей. Позже он открыл еще один для мальчиков в Братно.
Особняк Александры Бонковской
Особняк Александры Бонковской – самое представительное здание Музея позитивизма в Голотчизна. Снаружи он окутан красивым плющом. Здесь располагалась сельскохозяйственная школа для крестьянских девушек. Внизу были классы, а наверху — школа-интернат. Судя по всему, по меркам того времени это было очень современное сооружение, даже с такими удобствами, как вода. К сожалению, школа была осуждена местным населением и часто подвергалась нападениям, в том числе поджогам.
В задачи музея не входили планы по созданию точной реконструкции интерьеров конкретной усадьбы, принадлежащей конкретному дворянскому роду из Мазовии.
Сегодня вы можете полюбоваться выставкой сельских картин и реконструкцией интерьеров дворянского среднего класса. В эти интерьеры создатели выставки постарались передать ту атмосферу, которая могла царить в среднестатистической мазовецкой усадьбе на рубеже 19-20 веков. Никаких украшений на стенах или таких вещей, как оригинальный пол, не сохранилось — здания были разрушены во время войны. Большая часть мебели и предметов из частных коллекций.
Этот регион, особенно его северная часть, веками был заселен знатными семьями. Судьба этого очень многочисленного и разнообразного слоя польского общества часто была драматичной и, как правило, связана с судьбой страны. В польском обществе такие термины, как местный дворянин или мелкое дворянство, уже давно вызывают уничижительные ассоциации по поводу простоты, отсутствия образования или бедности.
Между тем очень часто забывают о великих ценностях, которую представляла так называемая «Мелкая» знать, как и более состоятельная, которую называли крупной. Это прежде всего патриотизм, большая любовь к Родине и чувство ответственности за ее судьбу. История мазовецкой знати в этой местности очень длинная и восходит к 13 веку, а то и раньше, потому что ее происхождение напрямую связано с рыцарством мазовецких князей. Это было малое рыцарство - воины, странствовавшие со своим князем в военных походах, стяжавшие славу, почести и населявшие самые отдаленные территории мазовецких земель, с задачей защиты польской земли. Религиозность и образованность — ценности, очень характерные для мелкой и богатой знати. Кровные узы были и остаются общими для всех дворянских родов, что всегда имело большое значение в этой среде. Отличались они только своим экономическим положением, что предполагало их образ жизни и уровень образования. Постепенно становится понятно, почему музей не предлагает посетителям реконструкцию конкретных интерьеров. Музей хочет создать атмосферу, наиболее вероятный климат, который мог царить в среднестатистической мещанской дворянской усадьбе в Мазовии на рубеже 20-го века и даже в межвоенный период. В музеологии сложно показать ментальную культуру социальной группы с помощью материальных предметов, таких как бытовая утварь и элементы интерьера. Ведь сотрудники музея пытались сделать это, просто используя значение символа. Символ при соответствующих условиях работает на воображение, позволяя зрителю создать свой образ явления или ситуации, которые мы только сигнализируем. В случае гостеприимной усадьбы в Голотчизна музей приглашает вас в дом одной из мазовецких семей 100 лет назад...
Первая комната была местом, где хозяин мог вести бухгалтерию, принимать сотрудников, вести переписку и читать профессиональную литературу. Случалось, что он приходил прямо с обхода в оставленных здесь сапогах для верховой езды.
На столе шляпа, а рядом с офицерами на трибуне трость с серебряной ручкой. Наш хозяин не может представить поездку в город без них. Старинные ткани на стенах (килим 18 века с мотивом пальметт и ланцетных листьев и кавказский сумах 19 века с геометрическим узором с элементами фигурок животных) сигнализируют о хорошем вкусе, хорошем финансовом состоянии семьи, а может ездил кто-то из семьи, может быть, он был высоким чиновником (шашка чиновника висит на коврике над столом). Старинная литография с изображением гербов польской знати с гербом Литвы над секретарем, полученная много лет назад нашим музеем от мелкодворянской семьи из одного из захолустьев Цеханова, генеалогическое древо в виде картины, висящей над столом, деликатно сигнализирующей о происхождении хозяев. Крест на стене, чаша для святой воды в косяке двери, а главное горжет, лежащий на сумахе над диваном между скрещенными саблями польского офицера, наводят на мысли о религиозности и патриотизме хозяина.
Дворянство всегда любило политику. За свою родину и вождя (над письменным столом висела картина маршала Ю. Пилсудского). Так было после Костюшко, ноябрьского и январского восстаний, многие дворянские семьи потеряли все, были изгнаны в Сибирь, куда часто следовали их жены, многие не возвращались.
Вот почему в шкафу на полке размещена галифе-кенгуру, столь характерные для польского офицера - обычно дворянина: геральдическая печать, нагрудный знак "3 мая 1791-1917", подвеска с изображением Т. Костюшко; нагрудный знак "благо государства - высший закон", а также молитвенник и шапка ветерана Январского восстания, подаренные более десятка лет назад почти 90-летним внуком Повстанца, грядущим из мелкодворянского рода под Млавой.
Оригинальные и скромные портреты, висящие над дверью, сделанные одной из дочерей семьи Паевских, чьим домом до 1945 года был один из усадеб под Цеханувом.
"Кшевня", дом Александра Свентоховского.
Александр Свентоховский (18 января 1849, Сточек-Луковский, — 25 апреля 1938, Голотчизна близ Цеханува) — польский писатель, публицист и философ, историк, общественно-политический деятель. Идеолог «варшавского позитивизма» (см. позитивизм), автор программных публицистических статей «Мы и вы» (1871), «Работа у основ» (1873), романов, драм, фельетонов, исторических сочинений. Основатель и редактор общественно-политической газеты «Правда» (1881).
Вилла под названием «Кшевня», красиво расположенная в парке, в котором много лет жил и работал Александр Свентоховский, вносит свой вклад в неповторимую атмосферу этого места. Вилла имеет оригинальный дизайн интерьера и наследие «После Правды», сохраненное, бережно сохраненное - сначала женой писателя Марией Гроссмановой-Свентоховской, а затем Музеем.
Александр Свентоховский, жил там со своей женой Марией, которая была почти на 50 (!) лет моложе. В комнатах сохранилась оригинальная обстановка, в том числе в кабинете, где он писал свои статьи.
Предыдущие выставки включают в себя: оргтехнику, библиотеку, столовую. В связи со 150-летием со дня рождения А. Свентоховского экспозиция дополнена такими предметами быта, как: одежда, головные уборы, обувь, зонты, дорожные сепцы, шкафы, подсвечники, керосиновые лампы, коврики для вина и ликеров, кухонный инвентарь. : реконструкция кафельной кухни, кухонный шкаф с обеденным столом, кухонный стол, кухонный помощник для кухонной утвари, вышитые на холсте гобелены и другой мелкий кухонный инвентарь.
Хозяйственные постройки
В животноводческих помещениях можно увидеть машины, транспортные средства и сельскохозяйственные орудия начала 20 века, а также рядом стоят старые ульи. К ним можно подойти вплотную - в них нет пчел, для безопасности посетителей.
На местном кладбище находится могила Александра Свентоховского, умершего в Голотчизне в 1938 году.
Небольшой усадебный дом
В музейном комплексе в Голотчизне вы можете посетить небольшую усадьбу с зернохранилищем, перевезенные нескольких километров от Менженин-Венгловиц.
С первых лет после Второй мировой войны усадьба была резиденцией семьи Жечковских, владельцев земли, расположенной в деревне Менженино - Венгловице Цехановского повята. Он был куплен у частного владельца, затем разобран и перевезен в исторический парк в Голотчизна. Одноэтажное здание на фундаменте из бутового камня. Покрыта полувальмовой крышей, покрыта листовым металлом с обшитыми досками фронтонами. Перед входной дверью застекленная веранда с двускатной крышей с небольшим уклоном. С северной стороны входу в сад предшествует застекленная веранда, покрытая четырехскатной крышей. В интерьере усадебного дома есть мультимедийная и интерактивная экспозиция, выполняющая в первую очередь просветительскую и анимационную функции. Благодаря мультимедийному приложению вы сможете увидеть на примере Мазовии традиции мелкого дворянства, а также Подлясья и Приграничья. Задача – ознакомить посетителей с реалиями жизни мелкого дворянства со времени потери Польшей независимости до периода после 1945 года.
Комната хозяина
В хозяйской комнате письменный стол, стол, книжный шкаф, тахта и другие мелкие предметы инвентаря «хозяина дома», работающего и занимающегося делами, связанными с хозяйством и семьей. На письменном столе, кроме книги бухгалтерского учета фермы, лежит семейный альбом. На полке небольшие портреты жены и детей. На стенах над письменным столом и вокруг книжного шкафа с профессиональными бухгалтерскими книгами висит генеалогическое древо, а на столе дневник хозяина дома. Интерьер обогащен элементами праздничного наряда мазовецкого дворянина, например, сапоги, сюртук, шапоклак из коллекции музея. Интерьер подчеркивает важность семьи и родственных связей, а также межпоколенческую передачу низших традиций.
Гостиная столовая
Многофункциональный интерьер. Рядом с сундуком также стоит большой раздвижной стол, за которым может сидеть большая семья и гости, диван из аналогичной усадьбы в окрестностях Цеханува. На большом шкафу выставлена маленькая ваза Неборова, тоже из интерьера небольшой усадьбы в северной Мазовии, она является символом семейного богатства, ее также выражают маленький скромный секретарь и часы (Беккер ) межвоенного периода. Все оборудование призвано создать атмосферу тепла в родовом гнезде бедноты, местечковой знати. Интерьер обогащен презентациями на одном 35-дюймовом экране, подключенном к громкоговорителю, мини-компьютеру, источнику изображения и звука фильмов, таких как:. «Феномен Засцянек Польши» и ежегодные обычаи и ритуалы, такие как: «Жертвоприношение полей», «Мазовецкие запусты», а также фотодокументы, связанные с семейными ритуалами мелкой знати, например, свадебными церемониями, которые находятся в ресурсах музей. На стене напечатаны две карты мелкого дворянства от позднесредневекового поселения в северной Мазовии и Полесье до современных местообитаний мелкого дворянства в бывших Кресах (нынешние Литва, Беларусь, Украина и Молдавия).
Ниша в спальне бабушки и дедушки
В спальне раздвижная кровать с рукоделием в виде салфеток с вышивкой и вязанных крючком штор, швейная машинка "Зингер", комод с домашний алтарь и семейные фотографии. Над кроватью Святые образы с пальмой за одним из них и висящей гирляндой священных трав в октаве Тела Христова. Этот интерьер — символическое представление традиций и обычаев, передававшихся из поколения в поколение в знатных семьях.
Кухня
Интерьер оборудован активной традиционной кухней с печью для выпечки хлеба и коптильней. На плите кухонная утварь из коллекции музея, на кухне сервант у одной из стен с керамической посудой. Стол и скамья под окном.
Музей позитивизма в Голотчизне — отличное место для остановки во время путешествия. Их также можно совместить с другими достопримечательностями в этом районе