Девчонки стояли во дворе школы, обнимались и плакали. Мальчишки крепились. Но вот Антуан вытер рукой слезу. Не выдержал. Нос покраснел. Он раскрыл объятия, положил руки на плечи девчонкам. Это словно послужило сигналом для его одноклассников. Мальчишки плотным кольцом окружили пока ещё одноклассниц.
С утра светило яркое солнце. День обещал быть жарким. И многие пришли в этот последний школьный день в футболках с эмблемой школы. На девочках были короткие юбки, на мальчиках шорты. Но после полудня небо заволокло низкими сизыми тучами. Погода расстроилась вместе с детьми. Но те не замечали ни резко наступившего холода, ни мелко накапливающего дождика. Они обнимались и плакали, потому что расставались.
Первая настоящая в жизни разлука. Впервые они переступили порог этого здания, когда им было по три года. Дружно росли и шалили в садике. Обижались друг на друга, кусались, кидались песком, меняли фрукты на печенье, дрались за машинки.
Садик
Антуан был мастером игры в прятки. Обязательно в тот момент, когда мадам Софи собирала всю группу и выстраивал детей в ряд, мальчик, подговорив своего лучшего друга Макса, сбегал под шумок. Мадам Софи оставляла стоять послушных детей и бежала искать двух друзей. Мальчики мастерски меняли свою дислокацию.
Прятки заканчивались одинаково: усталая мадам возвращалась, группа успевала разбрестись кто куда, но на месте сбора всегда стоял Антуан в окружении своих друзей и смотрел на воспитателя честными глазами.
– Ты где был? Макс, куда вы прятались? – спрашивала мадам.
– Мы? – хлопали глазами мальчики, устремив на неё свой ясный и честный взгляд.
Однажды мама забирала Антуана из садика, когда она заметила у него на руке след от зубов.
– Антуан, это кто тебя?
– Грегори, – беспечно ответил мальчик. – Мама, ты не волнуйся, я его тоже укусил.
Мальчики росли, взрослели. Они учились мастерить, рисовать, писать палочки, читать своё имя. Мадам постоянно в коридоре выставляла творчество своих подопечных. Вот и в тот день она развесила на стене рисунки. Будущие первоклассники сами подписали свои работы.
Марьям рассматривала автопортреты, пытаясь найти тот, что был нарисован сыном Махмудом. Она прошла туда-обратно.
– Привет, – подошла к ней мама Антуана. – Ты чего такая озабоченная?
– Работы Махмуда не нашла.
– Она должна быть рядом с Антуаном. Они всегда рядом сидят, когда рисуют.
Наконец мамы нашли две абсолютно одинаковые неподписанные работы: круглое лицо, нос пуговкой, оранжевые волосы, зелёные глаза и огромные уши.
– Это ваши, – услышали за спиной мамы голос мадам. – Антуан и Махмуд, как только я отвернусь, менялись листами. Коллективное творчество.
Так и рисовали словно под копирку два друга Антуан и Махмуд.
У Антуана был старший брат Артур. У Ричарда родного старшего брата не было, но зато был двоюродный Николя, который был другом Артура. Артур и Николя учились уже в четвёртом классе.
– Пойдём посмотрим, как они учатся, – предложил Антуан.
Садик и школа располагались в соседних корпусах и относились к одному учреждению дошкольного и начального школьного образования. Можно было пройти из садика в школу по коридорам, но там их могли задержать другие воспитатели, нянечки или учителя. А можно было через двор, в центре которого был мини-зоопарк: бассейн с золотыми рыбками, курятник с пеструшками и загончик, где жили два козла и одна огромная чёрная свинья.
Мальчики, скрываясь за домиками на детской площадке, добежали до зоопарка. Зелёная изгородь помогла им скрыться от бдительного ока мадам Софи. А потом, что было сил, пустились они в школу. Сегодня у Артура и Николя было что-то страшное под названием экзамен. Страшное, потому что вчера перед сном Артур серьёзным голосом сказал Антуану: «У меня стресс. Завтра экзамен». И сделал большие глаза. Надо же узнать, где этот стресс и что такое экзамен.
Антуан и Ричард забежали на первый этаж и… тихонько стали подниматься по лестнице, рассуждая вслух, где могут быть Артур и Николя.
– Николя говорит, что ему всё видно, значит, он на последнем этаже.
– Артур сказал, что на последнем уже большие. А Артур с Николя полубольшие, значит, на среднем, – возразил Антуан.
– А может, они на втором? – задумчиво спросил Ричард.
– Давай везде посмотрим. – предложил Антуан.
Мальчики пошли по коридору и заглядывали во все классы пока… пока не попались на глаза директору школы. Он взял малышей за руку и повёл обратно в группу, разрешив по дороге их спор о том, где сидят Артур и Николя и пообещал, что обязательно устроит им экскурсию в настоящую школу.
Перед Рождеством пришёл в школу святой Николай. Он раздавал подарки только послушным детям. Антуан, Макс, Махмуд и Ричард сидели рядышком на стульчиках, положив ладошки на коленки и даже не крутили головами, не говоря уже про перешёптывания. Четыре пары глаз внимательно наблюдали за старичком. Мальчишечьи сердца стучали громко. А в голове они клятвенно заверяли, что если им дадут подарок, то буду вести себя хорошо-прехорошо.
– Мадам Софи, какие у вас замечательные мальчики в группе. – сказал святой Николай и подозвал к себе Антуана.
Мальчик подошёл на негнущихся ногах. Он отвечал очень тихо. Он был очень-очень хороший мальчик.
Мадам Софи хмыкнула: «Ага, они очень послушные, ну просто очень».
#детство #школа #последнийзвонок #грусть #прощаниесдетством