Найти в Дзене

На понятном языке

Оглавление

Для неслышащего человека освоение родного языка фактически заканчивается в школе. С 2017 года при Московской организации ВОГ открылся Клуб любителей русского языка. Его основатель Людмила Жадан рассказала, откуда взялась такая идея и какой путь ей пришлось пройти.

Фото из личного архива Людмилы Жадан
Фото из личного архива Людмилы Жадан

Людмила Жадан родилась в Москве. Родители – Алла и Сергей Никитские — инженеры-изобретатели, оба работали в конструкторских бюро.

Родители водили Людмилу в Республиканский дворец культуры ВОГ на встречи Клуба изобретателей и рационализаторов «Эврика». Вокруг были образованные, эрудированные неслышащие люди. Высшее образование тогда стало обязательным пунктом жизненной программы, говорит Людмила.

В 14 лет она вступила во Всероссийскую организацию глухих и решила поступать в МПГУ на филфак.

Пошла по призванию

Она с детства любила русский. Подростком читала Чуковского и Розенталя, выписывала журнал «Русский язык в школе». Но документы у неслышащей абитуриентам в МПГУ сначала не приняли.

Людмила писала в приемную комиссию, подключилась московская организация ВОГ.

-2

Людмила Жадан училась на общих основаниях. Не было переводчиков. Не было других студентов с проблемами слуха. Слуховой аппарат Людмила прятала под распущенными волосами.

«Помню первую лекцию в огромной «ленинской аудитории». Полторы сотни студентов сидят. Входит преподаватель с усами, начинает бубнить себе под нос что-то, да еще и ходить влево-вправо. А я пытаюсь заглядывать ему в лицо, чтоб разобрать по губам», – говорит Людмила.

Были бессонные ночи и слезы. Людмила продолжала учиться, сдавала сессию за сессией. На третьем курсе вышла замуж. Однажды собрала волосы в хвост и только тогда однокурсники узнали, что она слабослышащая.

Никто не проникся

Однокурсники не знали, а преподаватели были в курсе. Людмила Жадан сама к ним подходила и просила материалы для учебы. Просила хотя бы не поворачиваться лицом к доске…

«Никто, правда, не проникся. Мне говорили, что понимание и запись лекций – это проблема студента», – говорит Жадан.
-3

Жадан ездила к преподавательнице в Одинцово на консультации. На тот момент у нее уже было двое детей – дочь и сын.

«Муж шутил, что у кого-то дети сказки читают, а наша дочь с года держит в руках только учебники русского языка».

Преподавательский опыт

Людмила написала дипломную работу «Роль наглядности в преподавании русского языка в школе», защитилась, получила специальность «учитель русского языка и литературы». Какое-то время сидела дома, воспитывала детей, потом преподавала в школе для глухих и слабослышащих, работала репетитором. А в 2017 году пришла в МГО ВОГ и предложила открыть Клуб любителей русского языка.

«Эта идея пришла после многолетней репетиторской практики. Я понимала, что проблема грамотного письма у глухих и слабослышащих билингвов будет стоять остро всегда», – говорит педагог.

В МГО ВОГ согласились – занятия нужны – и помогли организовать клуб. Бесплатные занятия проходят в Российской государственной библиотеке для молодежи, вход свободный.

Как проходят занятия

Сейчас вместе с Людмилой занятия в клубе ведет команда глухих и слышащих учителей русского языка и журналистов со знанием русского жестового языка. Они читают лекции, разбирают распространенные ошибки, помогают осваивать правила.

«Я люблю проводить занятия по «медленному чтению»: сначала на русском языке, потом на русском жестовом с пометками на полях, с пересказом прочитанного, упражнениями на закрепление новых слов», – рассказывает Жадан.

Планы на будущее

Несколько лет назад Людмила Жадан предложила открыть ассоциацию глухих учителей. Она уже работала при МГО ВОГ, но закрылась в 1990-е годы.

«Времена были непростые, утверждались федеральные государственные образовательные стандарты, глухие учителя ратовали за утверждение позиций русского жестового языка как дополнительного средства обучения в образовании», – объясняет педагог.

Сейчас в ассоциацию входят более 100 глухих педагогов, работающих в вузах, школах, детских садах Москвы. Они обмениваются опытом, обсуждают и разбирают законы, приказы и госстандарты.

Фото из личного архива Людмилы Жадан
Фото из личного архива Людмилы Жадан

Весной 2022 года Людмилу Жадан назначили руководителем организации. Тогда же она направила письмо президенту Всероссийского общества глухих Станиславу Иванову с предложением создать Всероссийское объединение глухих педагогов.

«Престиж профессии глухого учителя и воспитателя, бесспорно, нужно поддерживать и развивать, в том числе усилиями самих представителей этой профессии. Тем более что педагогов с нарушением слуха в России с каждым годом становится все меньше и меньше. Но глухие дети всегда считают глухих учителей своими первыми помощниками, равняются на них», – говорит Жадан.

Больше новостей и статей – на сайте АСИ. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Если вам понравились наши материалы – ставьте лайк. Это очень важно для нас.