С тех пор, как была изобретена камера, призраки появлялись на фотографиях. Это духи из потустороннего мира или искусно придуманные мистификации?
Истории о призраках и странных встречах с потусторонними существами всегда занимали место в истории. С изобретением камеры наши дорогие усопшие также оказались вплетенными в историю фотографий. Первые примеры спиритической фотографии можно проследить до середины 19-го века, когда фотографы впервые начали экспериментировать с новыми техниками, такими как стереоскопические изображения и двойная экспозиция. Одним из таких первооткрывателей был Уильям Х. Мамлер, которому приписывают создание первых спиритических фотографий. Будучи предприимчивым фотографом-любителем, он открыл магазин в Бостоне в начале 1860-х годов и начал свой прибыльный бизнес по съемке мертвых на пленку.
Из многих клиентов Мамлера самой известной была Мэри Тод Линкольн, скорбящая вдова президента Авраама Линкольна. Получившийся портрет вскоре стал одним из самых известных и широко известных примеров спиритической фотографии.
Говорят, жена покойного президента плакала, получив портрет, и для растущего числа ярых верующих это стало доказательством существования загробной жизни. Со своей стороны мастер просто утверждал, что, хотя человеческий глаз не может видеть духов, камера — может. И надо признать, его поклонники ему верили, но все было не так, как казалось.
Запечатлеть дух
По мере того, как рос список клиентов Мамлера, росли не только его доходы, но и критики. Общее мнение, по-видимому, сводилось к тому, что специалист вставил заранее подготовленные стеклянные пластины с изображениями умерших, которые он затем использовал для фотографирования своих клиентов. Некоторые даже утверждали, что тот зашел так далеко, что врывался в дома своих клиентов, чтобы украсть фотографии их умерших родственников.
После обретения значительной славы и состояния Мамлер потерпел крах, когда его судили за мошенничество. Несмотря на неопровержимые доказательства и показания экспертов о том, что фотографии были не более чем хитроумным обманом, он был оправдан по всем пунктам обвинения. Однако авторитет и карьера как спиритического фотографа закончились. Но история спиритических фото — нет.
Судья на процессе рассказал в зале суда о своем скептицизме в отношении фотографии духов, однако также признал, что никто на самом деле не доказал, как подсудимый создавал своих "духов". Тайна методов Мамлера осталась, и растущая популярность спиритизма оказалась благодатной почвой для других...
Общение с духами
В конце 19-го и начале 20-го веков, по мере того, как спиритические фото набирали популярность, вера в спиритизм росла и крепла. В гостиных по всей Америке и Европе люди проводили сеансы в надежде пообщаться с другой стороной. Обычно медиумы выступали в роли проводников, доставляющих послания от духов и дорогих усопших. Они также демонстрировали физическое присутствие духов в комнате: звонили в колокольчики, заставляли предметы "двигаться" и конечно зачастую использовали свой визуально шокирующий прием — извлечение эктоплазмы.
Альберт фон Шренк-Нотцинг, немецкий психиатр и врач, был очарован феноменом эктоплазмы. Он более десяти лет изучал медиума Марту Беро, документируя ее потусторонние проявления. А вот в Америке спиритический медиум Мина Стинсон Крэндон, любимица сэра Артура Конан Дойла, стала настолько популярной, что ее молитвы читала армия США.
В 1924 году Крэндон была представлена в качестве кандидата на премию в размере 10 000 долларов, предложенную Scientific American любому экстрасенсу, который сможет успешно продемонстрировать свои способности. Знаменитый иллюзионист и член комитета Гарри Гудини вскоре разоблачил механику ее обмана во время сеанса. Примерно в то же время канадский медиум Мэри Энн Маршалл, получившая известность благодаря фотографиям, на которых она извлекает эктоплазму из своего носа, также была разоблачена.
Один на миллион
По мере того, как доверие к спиритической фотографии и спиритизму ослабевало под тяжестью подделок и мошенников, появилась фотография, которая, казалось, запечатлела невозможное. Снимок сделан в 1937 году капитаном Хьюбертом К. Провандом во время фотосессии для журнала Country Life. Считалось, будто он запечатлел призрачное видение, стоящее на главной лестнице здания. Дух же, как сообщалось, впоследствии названный "Коричневой леди", являлся леди Дороти Уолпол (1686-1726), сестрой первого премьер-министра Великобритании.
Ну что сказать, как и в случае с первыми портретами духов Уильяма Мамлера, сторонники сверхъестественного радовались, утверждая, что это явное научное доказательство существования призраков. Известный на то время исследователь паранормальных явлений Гарри Прайс даже пришел, чтобы исследовать фотографию, и заявил, что она подлинная. Но, как и всегда нашлось немало недоброжелателей, заявивших, что изображение было не чем иным, как результатом встряхивания во время экспозиции, что и вызвало аномалию.
Сегодня, по самым скромным оценкам, ежегодно делается более 15 триллионов фотографий, а фотографии призраков остаются такими же популярными, как и прежде, со странными, казалось бы, необъяснимыми явлениями, снятыми на камеры, которые ежедневно появляются в Интернете. Кажется, что ни в чем нельзя быть уверенным, когда дело касается духовных сфер. В мире, полном как верующих, так и скептиков, может ли когда-нибудь существовать такое понятие, как окончательное доказательство? Конечно, в то время как фотография духов, по большей части, считается не более чем мистификацией, фотографии и истории, стоящие за ними, остаются захватывающими артефактами прошлого, полными тоски и потребности в ответах на то, что происходит, когда мы умираем, и какое утешение могут получить те, кто остался позади...
Теперь мы есть не только на Дзене!) Подписывайся!
Тик Ток: tiktok.com/@8_neon_axe_8