Учебные занятия по философии, по крайней мере, в прежние советские времена - для многих были неактуальными, если не сказать больше - "занудными". Однако и в то время были преподаватели философии, на лекциях у которых не хватало места в аудитории человек на 200... Причем самые "нерадивые" студенты сами изъявляли необъяснимое желание попасть на лекцию заранее. В чем причина таких отличий в преподавании философии?
Этот преподаватель как-то рассказал о своем сыне-школьнике. Его сын по его (своего отца-философа) примеру увлекался философией и читал сложные философские статьи из научных философских журналов. А когда сын-школьник приходил домой после занятий в школе, то по истории была "двойка". Причина (со слов лектора) была простая - надо знать "азы" (основы) любой науки. Вопрос в том, с чего начинаются эти "азы"?
Ответ был простой: любой изучаемый вопрос содержит перечень основных терминов, и каждый такой термин с "приложенным" к нему (термину) определением - это по своей сути сжатое, представленное в краткой форме содержание изучаемого вопроса с одной из точек зрения.
К чему все приведенные выше "заумные перлы" автора данной статьи? Все "перлы" (нелепые высказывания или крылатые фразы) сводятся к тому, что проблемы в жизни начинаются с уровня понимания и усвоения "азов" для каждой конкретной ситуации, будь то учеба или реальная жизнь.
Например, все ли читатели данной статьи (если таковые имеются и даже дочитали до этого места в тексте) понимают суть слова "мудрость"?
Сценарий фильма "Искренне ваш" в Виталием Соломиным в главной роли содержит фразу о том, какова разница между умным и мудрым. Умный если что и знает, то как исправить ошибку. А мудрый, даже если он не придумал, как исправить ошибку, знает, как эту ошибку не допустить. Мудрость - это стремление понять возможные причины той или иной ситуации, а также как можно точнее предсказать возможные последствия ситуации - как благоприятные, так и плачевные. Примеры мудрых мыслей: мойте руки перед едой - предупреждение о возможных инфекционных заболеваниях по причине грязных рук (но это не означает, что инфекционное заболевание будет иметь место даже с грязными руками).
Чем же был так хорош лектор-философ, собиравший на своих лекциях множество заинтересованных слушателей? Секрет прост. Если студент стремится получить оценку "отлично" за ответ на вопрос, такой студент должен дать определение тому вопросу и тем терминам, которые имеют отношение к рассматриваемому вопросу. И тогда преподаватель может убедиться, что студент владеет рассматриваемым вопросом на должном уровне понимания. А после сформулированного определения термина - примеры для более полного раскрытия вопроса (данный преподаватель называл такое раскрытие вопроса на примерах "водичкой").
Указанный выше лектор-философ исповедовал и применял на практике именно такой подход к изложению философских вопросов с очень жизненными и показательными примерами для раскрытия той или иной философской темы.
В другой статье можно будет рассмотреть вопрос о проблемах современных школьников с одной из приведенных точек зрения на учебный процесс.
Автор данной статьи в случае, если она будет прочитана заинтересованными читателями, был бы признателен, если в отзывах будет представлена не столько оценка приведенной точки зрения, сколько представления о других вариантах мотивации интереса к учебным вопросам у студентов (обучающихся - согласно современному закону об образовании в Российской Федерации).
Философия - любовь к мудрости
2 минуты
5 прочтений
30 июня 2022