«Я, вообще-то, фантастику не читаю, но…»
Прозаик, автор множества «страшных» рассказов и мастер CWS Дарья Бобылева
— о «страшных» жанрах и их месте в современной прозе.
Ваш излюбленный жанр – «страшный» рассказ. Как вы выбрали именно эту жанровую нишу? Были ли какие-то биографические причины – может быть, личная «страшная история»❓
— Я пишу странноватые сказки для взрослых, порой зловещие и кусачие, но никогда не ставила главной целью кого-то напугать. Критики сказали, что это ужасы, и я не стала возражать — критикам виднее. Одна из читательниц назвала их «уютным кошмаром» — это, по-моему, самое точное определение. В Литературном институте нас учили азам крепкого реализма, но мне всегда хотелось сделать его потоньше, попрозрачней, а в образовавшиеся прорехи натащить иномирного, сновидческого, фольклорного. Так мы с жанровой нишей друг друга, видимо, и нашли.
Какое вообще сейчас отношение в современной литературной России к «ужастикам»? Не ощущается ли высокомерное презрение к «низким» жанрам, и насколько это различно в России и в западной литературе❓
— Да, часто встречается это разделение на «большую» реалистическую литературу (есть даже любопытный термин «боллитра») и на все прочее, фантастическое, развлекательное и вообще несерьезное. <…> Разделение это в эпоху взаимопроникновения всего и вся выглядит довольно странно и архаично, но некоторые за него упорно цепляются. <…> Я часто это говорю, повторю и здесь: отношение к жанровой литературе как к сомнительному чтиву приводит к тому, что она в сомнительное чтиво и превращается. Ужасам совершенно не обязательно быть грошовыми. И если текст написан качественно, неважно, к какому жанру он относится.
Многие принципиально различают две традиции «ужасного» — фольклорную и литературную, хотя, конечно, вторая очень обязана первой. Какая из них вам ближе❓
— По-моему, литературная традиция так или иначе «произрастает» из фольклорной — будь то новелла со старым добрым призраком или современный триллер про неуловимого маньяка, популярнейшего персонажа легенд любого мегаполиса. Я использую и деревенские былички, и славянскую демонологию, и советский фольклор – разве что до новейшего извода быличек, крипитредов с их «файлами смерти» и демонами «онлайн» руки пока не дошли, хотя читаю всё это с огромным интересом.
❕10 июля Дарья Бобылева проведет бесплатный вебинар «Как писать про страшное». Все участники вебинара получат скидку на онлайн-курс Анны Старобинец «Фэнтези, хоррор, фантастика: придумать и написать».