Еще в прошлом году картину активно обсуждали в основном конкурсе Венецианского фестиваля, и, как ни странно, в переводе фильм так и называется «Основной конкурс». Иронизируя на тему противостояния авторского и популярного кино, «Главная роль» раздает приветы фестивалям, актерам и культовым режиссерам в лицах Пенелопы Круз, Антонио Бандераса и Оскара Мартнеса.
«Главная роль» даёт возможность понаблюдать за творчеством гениев кинематографа. Здесь авторское кино рождается подобно процессу изготовления стекла — из жидкого, вязкого вещества превращается в твердое, но хрупкое произведение искусства.
По сюжету богатый бизнесмен Умберто планирует оставить после смерти напоминание о себе. Ему предлагают построить мост для города, но старик решает снять самый лучший фильм. Завладев правами на книгу, удостоенную Нобелевки, он нанимает культового режиссера, обладателя множества престижных наград, Лолу Куэвас (Пенелопа Круз). Самобытный автор готов по семь часов ломать голову над выбором подходящих штор для сцены, репетировать весь день одну реплику и кошмарить артистов изощренными приемами.
Кино снимают о двух братьях: замкнутом Мануэле и властном Педро. На роли главных героев выбраны два талантливейших артиста, которые должны впервые встретиться на большом экране. Антонио Бандерас играет Феликса Ривейро — успешного актера популярных фильмов и ловеласа. Оскар Мартинес — в роли Ивана Торреса, мастодонта авторского кино, преподавателя актерского мастерства и невыносимого сноба. И герои, и артисты абсолютно разные, но судьбы их неразрывно связаны. О том, как именно, нам и предстоит узнать.
В процессе подготовки к съемкам мы видим не только остроумные, а порой, хладнокровные методы режиссера, но и ощущаем философию искусства: тут и там рассуждения о противостоянии массового кино и авторского, о невежестве зрителей, о борьбе мастерства и успеха.
На вопрос, что же для зрителя лучше — высокое искусство или развлечение — каждый рассуждает по-своему. Феликс считает, что важнейшая цель кино — вызвать эмоции. Иван убежден, что истинное кино доступно только для просвещенных людей. Лола, отвечая на этот вопрос, говорит: «Нравиться может только понятное, а непонятное не может. Но среди того, что не понятно — очень много важного».
С уверенностью можно сказать, что «Главная роль» — понятное кино, в котором есть что-то непонятное, но от этого не менее важное. Остается заглянуть в зеркало и понять, какой вы зритель.