Найти тему

Стресс: откуда берётся система мотивации. Часть 1.

Оглавление

Сегодня дико модно бороться со стрессом. Но как говорил Ганс Селье: «Стресс — это аромат и вкус жизни». Если устраняем стресс, то фактически убиваем и саму жизнь. Со стрессом не нужно бороться, им нужно управлять. Без стресса невозможна адекватная мотивация к деятельности, так как позитивные мотиваторы и поощрения за достижение результата являются недостаточным аргументом для нашего мозга. Стресс может быть как врагом, так и другом. Он может разрушать, а может быть созидательной силой. 

Безусловно, организм постоянно пытается избежать стрессового воздействия. Но не всегда это приводит к позитивным результатам. В каких-то ситуациях стресс необходим, а в некоторых — является препятствием для благополучной жизни. Давайте подробно разберёмся с этим феноменом и научимся им пользоваться. 

Каким бывает стресс по воздействию на организм? 

Согласно исследованиям Ганса Селье и Романа Марковича Баевского, стресс делится на два типа по воздействию на организм: 

  • эустресс — «позитивный» стресс. Он повышает нашу способность к адаптации и работоспособность, являясь своеобразным топливом; 
  • дистресс — «негативный» стресс. Он разрушает организм и влечёт за собой серьёзные последствия для здоровья и жизни человека. И длительный стресс без параллельного повышения адаптивных функций организма, и стресс, резко превышающий пропускную способность ЦНС, являются «негативными» для нас. 

Обратимся к исследованиям, в которых демонстрируется корреляция между уровнем стресса и работоспособностью (производительностью). Если обратить внимание на график, приведённый ниже, то становится заметно, что отсутствие стресса держит организм в состоянии релаксации или спячки, что производительности не способствует. Наш мозг устроен таким образом, что в состоянии комфорта (релаксации) действовать он не способен.

-2

«...Способности мозга обычно не востребованы в стабильных условиях среды, но иногда проявляются в необычных ситуациях.... Вся социальная структура сообществ животных и человека построена так, чтобы мышление как процесс поиска новых решений старых проблем не могло реализовываться в стабильных условиях среды». 

(Савельев С.В. "Морфология сознания. Том 1) 

То есть при отсутствии стресса мы приходим в состояние стабильности, которое приводит к дальнейшему угасанию жизни. Без стрессового побудителя мы бездействуем или действуем привычно. Обязательно нужен раздражитель. По сути нам необходимо ставить перед собой цели, которые требуют сложной когнитивной деятельности, а для этого должна появиться ситуации, где что-то нужно решить. 

В зоне эустресса мы способны продуктивно работать и прогрессировать. Нахождение в этой зоне возможно в том случае, если интенсивность стресса является оптимальной для нашего уровня подготовки и для скорости нашей адаптации. Фактически задача, стоящая перед нами, должна чуть-чуть превышать возможности и плавно расти (без резких взрывов) на уровне сложности, чтобы вырабатывались новые функции. 

В зону дистресса мы попадаем, когда долго находимся в ситуации, к которой не можем адаптироваться. Во-первых, такое возможно тогда, когда стресс без выхода на этап разрешения длится слишком долго. Так называемый плато. Чем дольше сложная задача оказывается неразрешённой, тем выше уровень стресса и тем тяжелее последствия для организма (График А). Во-вторых, такое бывает, если скачок уровня стресса оказался слишком резким, и организм просто не успел адаптироваться к нему (График Б). В-третьих, это может быть обусловлено тем, что уровень стресса постоянно растёт, и скорость его роста превышает скорость адаптации к нему (График С). В-четвёртых, работа на пределе: ситуация, когда ресурс организма уже исчерпан, а стресс находится выше пределов, и нет возможности для восстановления (График Д).

-3

Промежуточный вывод: стресс необходим для того, чтобы жить, развиваться и прогрессировать. Длительное нахождение под воздействием стресса без возможностей адаптации к нему разрушает нас. 

Источники стресса

Заранее предупреждаем, что речь здесь пойдёт не о стрессовых ситуациях, а о психологических процессах, которые вызывают стресс. Разделим условно источники стресса на два типа: 

  1. Связанные с наличием неудовлетворённой потребности. 
  2. Связанные с невозможностью потребность удовлетворить. 

Также на этом этапе введём такое понятие как «позитивное подкрепление» или «поощрение» и уже вплотную начнём говорить о мотивации. 

Чтобы начать действовать, как мы поняли, нужен стресс. Некий стимул, который заставит нас что-то предпринимать. Без него ситуация оказывается комфортной, а мозг из комфорта выходить не собирается. И главное — никакая позитивная мотивация не работает без раздражителя! Мозгу важнее сохранить спокойствие, комфорт и избежать боли, чем получить что-то эфемерно позитивное. Во-первых, всему виной норадреналин — гормон, который как бы поощряет нас за успешное избегание проблемной ситуации. Во-вторых, наш мозг уже заранее знает десятки стратегий, как обрести дофаминовый выброс, который мы ему обещаем, гораздо быстрее и через менее энергозатратные стратегии. 

На схеме изображена ситуация, где есть некое поощрение за достижение желаемого результата (ЖР). Для того, чтобы получить ЖР, нужно изменить настоящее состояние (НС) и прийти в желаемое состояние (ЖС). Если в НС отсутствует стресс, всё устраивает, а изменения требуют усилий, движение окажется невозможным. Порой кажется, что нас что-то не устраивает, но при этом мы не двигаемся в к цели. Это значит, что нахождение на этом уровне недовольства для нас гораздо приятнее, чем нахождение в стрессе от изменений.

-4

Здесь подойдёт пример ситуации, когда есть неудовлетворённая потребность, вызывающая незначительный уровень раздражения. И при этом есть дополнительные некие препятствия, преодоление которых может вызвать ещё больший стресс. Например, если у человека имеется сексуальное желание, но необходимость вступить в отношения с противоположным полом для его удовлетворения дико пугает, вызывая ещё больший стресс. Тогда кажется, что проще от этой затеи отказаться. И это становится ситуацией, в которой удаётся избежать стресса.

Стресс, связанный с наличием неудовлетворённой потребности

Ситуация, вызывающая достаточную неудовлетворённость, чтобы начать действовать, — хороший мотиватор, чтобы изменить жизнь. Но при условии, что для изменений нет препятствий и предполагаемые действия (создание ЖС) вызовут меньший стресс, чем нахождение в НС, или вызовут его незначительное количество. Тогда мы будем испытывать эустресс. Через него и будут происходить обучение, научение и достижение желаемого результата. Когда стресс от НС оптимален и провокативен, а стресс от изменений не так значителен, мы живём полноценно и развиваемся. 

Стресс, связанный с невозможностью удовлетворить потребность

Рассмотрим ситуацию, где существует неудовлетворённая потребность с достаточной силой стресса, чтобы начать двигаться. Но при этом введём наличие ещё большего стресса из-за невозможности её реализовать. Этот больший стресс блокирует возможность удовлетворить потребность, неудовлетворённость которой и так вызывает напряжение. Длительное нахождение в подобной ситуации вызывает дистресс. Есть два пути преодоления этой ситуации, но о них немного позднее.

-5

Причины такого типа стресса.

Добавим в модель ещё одну дополнительную вводную — эндогенный стресс, вызванный системой ограничений. Невозможность удовлетворить потребность связана именно с этим. Внутренние ограничения не позволяют прийти в ЖС, которое даст возможность получить ЖР. Эти ограничения могут быть связаны с наличием негативных убеждений, принципов и правил, ложными представлениями о себе, негативным опытом и деструктивными состояниями, а также отсутствием моделей поведения, позволяющим получить ЖР.

-6

Внутренние ограничения работают по двум принципам: как структура, которая не соответствует желаемому результату, или как препятствие к достижению ЖР. 

Разберёмся на примере: существует потребность в уровне дохода, который обеспечит высокий уровень качества жизни (то есть желаемый результат N — сумма). Сейчас уровень дохода не позволяет сделать это и вызывает стресс, достаточный для начала действий (НС — настоящее состояние). Чтобы этот доход был возможен, необходимо достичь того состояния, в котором это будет возможно (ЖС — желаемое состояние). Но на данный момент возможность попасть в ЖР закрыта, так как есть ограничения и дефициты, не позволяющие создать ЖС. Это и вызывает стресс, связанный с невозможностью удовлетворить потребность.

-7

Из чего состоят дефициты и ограничения, не позволяющие получить желаемый результат? 

  • Наличие ограничивающих установок, представлений о себе, негативный личный опыт, неадекватные модели поведения относительно цели. Всё, что не позволяет воплотить желаемое состояние. Например, чтобы начать больше зарабатывать и закрыть потребность, нужно доверять людям. Придётся создать представление о себе как о состоятельном, пересмотреть семейный опыт отношения к богатым людям и обрести новые стратегии поведения относительно денег. Но в НС есть убеждение «Нельзя доверять людям», живёт представление о себе «Я — неудачник». В семье считалось, что богатые люди = плохие люди. А стратегия отношений к деньгам — избегание (сформирована на основании вышеописанных структур). И тогда невозможность стать тем, кто способен зарабатывать достаточно денег для комфортной жизни, вызывает напряжение и стресс. То есть это противоречит внутренним установкам и комплексам. И, как следствие, делает невозможным достижение желаемого результата. Итог: постоянная жизнь в напряжении и дистресс. 
  • Отсутствие необходимых структур для реализации ЖР. В психике отсутствуют нужные принципы и правила, установки, представления о себе, опыт и модели поведения, которые приведут к результату. Создание ЖС в таком случае невозможно. Потому что непонятно, из чего оно состоит. На эту тему библиотека пуста. Психика, конечно, попробует запустить приблизительно похожие программы, но они могут оказаться неподходящими. И это приведёт к разочарованию от неудачи. Можно пробовать попасть в «карты» случайно, стать везунчиком. А можно пробовать бесконечно долго и быть вечно подающим надежды. Когда не понимаешь, что делать и как, возникает напряжение. Крутишься каждый день, а ничего не получается. Просто нет карты, по которой пойдёшь. Это задерживает тебя в настоящем состоянии, где потребность не удовлетворена. Как следствие, возникает дистресс. 

Что нужно, чтобы преобразовать дистресс в эустресс? 

Мы увидели, что стресс необходим для того, чтобы удовлетворить потребность. Именно он является топливом и двигателем к реализации цели. Также мы поняли, что эустресс возникает тогда, когда мы можем достичь цели, но на пути к ней встречаем сопротивление, которое способны преодолеть. А дистресс возникает при невозможности реализовать важные потребности из-за ограничений или отсутствия необходимых на то психологических структур. Теперь пришло время разобраться, как из этого всего создать ситуацию, где потребность будет реализована, стресс направлен в нужное русло, а личность будет развиваться. 

При наличии достаточного и оптимального уровня стресса в НС наша основная задача — освобождение и создание пути к ЖС. То есть нам нужно сделать так, чтобы изменения и преобразования, связанные с ЖС, а также нахождение в нём вызывали наименьший стресс. Для этого необходимо устранить ограничения, имеющиеся в НС по поводу ЖС, и создать психологическую модель ЖС (далее воплотив его в жизнь). Важно также адекватно оформить ЖР: описать его критерии, способы и пути достижения и т.д.

-8
-9

Так мы получим мотивацию для достижения и адекватный уровень препятствий, которые позволят обучаться в процессе их преодоления. А это и есть путь развития личности. 

Резюмируем

Чтобы начать действовать, нужно испытывать стресс от нахождения в НС (должна быть проблема/задача/ситуация, от которой хочется уйти). И из-за этого должна родиться цель (ЖР/ситуация, куда хочется прийти). Стресс должен быть оптимальным и достаточным, чтобы вызывать эустресс, мобилизующий и активирующий ресурсы человека. Дистресс появляется только тогда, когда невозможно реализовать ЖР (удовлетворить потребность), а её неудовлетворённость вызывает высокий уровень стресса. Для этого необходимо устранить источник стресса, который блокирует удовлетворение потребности (получение желаемого результат). То есть нужно стать и быть человеком, способным получить ЖР, а именно перевести НС в ЖС. 

В следующей части мы расскажем о том, в каких ещё случаях возникает дистресс, как позитивная мотивация и накачка ею человека разрушают психику и истощают организм.

А одной из тем наших ближайших подкастов будет подробный разбор сегодняшней модели. Также в этом году состоится мастер-класс (практический семинар), в рамках которого мы будет обучать всех желающих работе с данной моделью. Следите за новостями!