Тагильский подносный промысел в этом году отмечает свои 276 лет. Внушительный возраст, правда? Не смотря на такую многолетнюю историю, далеко не все знакомы с ним, поэтому предлагаю краткий экскурс в эту увлекательную жизнь народного промысла России.
Всего у нас в стране два места подносного промысла: Жостово и Нижний Тагил. Для многих до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что подносная роспись зародилась именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей считают, что роспись подносов это традиция исключительно села Жостово.
В подносах Тагильских мастериц используется несколько направлений:
подносы-картины: в центре изделия художник маслом пишет копию картины, которая удачно вписывается в форму подноса. Всё это обрамляется красивейшей рамочкой золотого орнамента.
Ну а главный отличительный штрих тагильских мастеров – техника двойного мазка. В данном виде росписи на кисть берут две краски разных цветов и за один взмах кисти, на подносе уже красуется лепесток. А через пару часов готова целая композиция пышного букета цветов, наполненная жизнью и яркими красками лета.
Изысканность узоров, получаемых таким способом, фиксировал особый тагильский лак. Он был прочнее всех своих «конкурентов», а так же гораздо прозрачнее. Благодаря лаку краскам легче было проявить свою яркость и тонкие переливы. Но, увы, секрет лака утерян. Поэтому мастера вынуждены использовать современные материалы, которые, не много, но уступают своим предшественникам.
Это не единственная проблема с которой столкнулись мастера промысла.
Социально-экономический кризис оставляет свой отпечаток. Художники адаптируются под нынешние реалии и расширяя границы промысла, пишут на посуде, одежде, предметах интерьера. Так же активно участвуют в выставках и конкурсах, которые проходят как в России. Пробуют всё, показывая тем самым, что Тагильский промысел зацветает вновь.