Сегодня наши заклятые "друзья" из США имеют у себя немало разных МИГ-ов от устаревших МИГ-15 до современных МИГ-29. Были приобретены они на открытом рынке после катастрофического распада Советского Союза и прекращении действия Варшавского договора. А во время гонки вооружений американцы вынашивали самые коварные планы по добыче наших секретных разработок.
А среди наших граждан были готовые оказать им в этом содействие. Как раз за такими "гражданинами" они в первую очередь и охотились. Иногда в этом им сопутствовал успех.
Виктор Беленко родился 15 февраля 1947 года в Нальчике в рабочей семье. В 1965 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. После чего работал на различных предприятиях города Омск, а также посещал вечернюю школу, где ему дали направление на учёбу в лётном училище.
В 1967 году он поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1971 году. После проходил службу в Ставропольском высшем военном авиационном училище. Во всех личных документах характеризовался положительно. Был членом КПСС. В 1975 году по личному желанию переведён на Дальний Восток, назначен на должность старшего лётчика в истребительном авиационном полку. Летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.
МИГ-25 был не простым самолетом, а настоящей гордостью советских инженеров. Высотный истребитель-перехватчик по натовской классификации носил название «Летучая лисица». На Западе этому самолету приписывались уникальные характеристики, но проверить их не было возможности: Советский Союз умел хранить свои секреты. Все тактико-технические характеристики самолета были строго засекречены.
Побег
6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка ( рядом с райцентром Чугуевка) для выполнения полётного упражнения. В 7:40 истребитель перелетел советско-японскую границу. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П, пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). При посадке самолёт выкатился за пределы ВВП из-за её малой длины, и чудом не произошло катастрофы. Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политическое убежище.
Уже 9 сентября его вывезли в США. А японские и американские ученые, разобрали желанный объект и подвергли детальному изучению. После чего, через 2 месяца МиГ-25П был возвращен в СССР. Беленко же протестовал против возвращения самолета и рекомендовал оставить его для изучения ещё на пару лет.
Сначала советское руководство не верило в предательство и распространяло в СМИ сообщения рода: "В. И. Беленко совершил вынужденную посадку на аэродроме Хакодате"; "Он был вывезен в США против своей воли, в-третьих, действия японской стороны в отношении как самолёта, так и пилота нельзя квалифицировать иначе как недружественными по отношению к СССР и противоречащими нормам международного права". Началось расследование.
Мотивы предателя
Супруга Беленко сообщила, что никаких причин для совершения подобного Виктором не имелось. Зарубежные радиостанции не слушал, уровнем жизни на Западе не интересовался. Запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.
Вместе с тем, стало известно, что Беленко однажды высказал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше. Также выяснилось, что у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием.
Советскому послу Беленко сразу заявил о добровольном перелёте. Попыток связаться со своей семьёй, в отличие от некоторых иных перебежчиков, не делал. О своей жене заявил, что ненавидит её, с мачехой отношения у него были весьма прохладные, а своего трёхлетнего сына Дмитрия последний раз он видел перед тем, как тёща забрала того к себе «на воспитание».
Что еще продал предатель
После перевоза Беленко в США, с ним сразу же стали работать ЦРУ и другие военные ведомства США. Один из офицеров разведки охарактеризовал его "золотая жила" технической, тактической и оперативной информации о советской авиации.
Также, Беленко передал имеющуюся картографическую информацию и топографические данные дальневосточных пунктов базирования советской авиации, организации службы, мероприятиях боевой учёбы и проверки боевой готовности, почасовой график несения службы советскими лётчиками. Беленко сам удивился: "Я никогда не задумывался над тем, что, оказывается я так много знаю".
По итогам изучения МиГ-25П американские специалисты пришли к выводу, что данный истребитель не соответствует заявленным техническим характеристикам и не способен перехватить высотные разведчики SR-71.
Интересные факты
- после этого инцидента, в течение многих лет в дальневосточных частях заправляли самолёты из расчёта, чтобы самолёту не хватило горючего до ближайшего иностранного аэропорта.
- Беленко был сильно очарован американской жизнью и отношением к себе и заявил, что если он расскажет об этом своим прошлым коллегам, то там начнется революция.
- возвращая самолет в СССР, Япония выставила счёт в 40 тыс. долл. за стоянку и охрану самолёта, компенсацию ущерба за ремонт поврежденной инфраструктуры самолёта. Счёт оплачен не был.
- Беленко работал на нескольких высокооплачиваемых должностях: консультантом по вопросам советской авиации и консультантом авиастроительных компаний военной промышленности, помогал совершенствовать вооружение и аппаратуру американских военных самолётов для борьбы против советской авиации;
- Беленко при побеге всё время шёл на малых высотах, чтобы успешно обойти ПВО. После чего виновные были строго наказаны.
- снимался в рекламе для различных американских компаний, был приглашён читать лекции в американских военных учебных заведениях;
- удостоверение личности Беленко хранится в музее ЦРУ.
Вот такой у нас сегодня стандартный рассказ про нестандартного человека.
Не всегда хорошо быть НеСтАндаРтом. Подписывайся!