В 2021 году около 37 тысяч детей в России находилось в детских домах. Часть из них живет с ВИЧ-инфекцией, которую они получили от матери при грудном вскармливании. Эти ребята лишены возможности обсудить болезнь со взрослыми: не все сотрудники детских домов обладают необходимым уровнем знаний о заболевании, а также достаточным желанием для того, чтобы помочь воспитанникам с положительным статусом социализироваться в обществе.
К сожалению, это - прямой путь к ВИЧ-диссидентству: подростки нуждаются в неравнодушных взрослых, которые объяснят, зачем им постоянно принимать антиретровирусную терапию (АРВТ), как справляться с бытовыми проблемами и почему не всем окружающим стоит рассказывать о своем статусе. Для того, чтобы помочь ребятам из детских домов и неполных семей социализироваться, российские благотворительные фонды развивают институт наставничества. О том, что это такое, рассказала Екатерина Меркулова, директор Автономной некоммерческой организации “Пора помогать”.
"Я в благотворительности с 2009 года и всегда специализировалась на помощи сиротам, в основном на наставничестве. Два года назад ко мне обратились из петербургского “Центра СПИДа” с просьбой помочь создать проект по наставничеству для детей с ВИЧ. Так я начала работать с этой темой и сейчас она является основной сферой моих интересов.
Что такое наставничество? Это кураторство-дружба взрослого активного человека, волонтера, с ребенком из детского дома, неполной или приемной семьи, у которого диагностирован вирус иммунодефицита. Основная задача проекта - развитие у детей приверженности к приему лекарств, чтобы дети приезжали в центры СПИДа и продолжали принимать АРВТ независимо от жизненных обстоятельств.
На сегодня в нашем проекте есть двадцать пар, разбитых по принципу ребенок + взрослый наставник, среди них есть и выпускники детских домов, но средний возраст ребят - 15-16 лет. Изначально мы планировали набирать наставников из людей, живущих с ВИЧ, но, к сожалению, это оказалось довольно непростой задачей, поэтому сейчас у нас есть как ВИЧ-положительные наставники, так и люди с отрицательным статусом.
Основная задача взрослых - открыто общаться с детьми о ВИЧ, рассказывать, что это такое и как с ним жить. Это очень важно, поскольку в детских домах с воспитанниками никто не обсуждает их диагноз, уровень знаний о вирусе иммунодефицита критически низкий, вплоть до того, что ребята не видят разницы между СПИДом и ВИЧ. С этой точки зрения работа наставника невероятно важна, поскольку они являются единственными людьми в окружении ребят, с кем можно безопасно говорить о диагнозе. Но это, безусловно, не единственная тема, которая возникает в процессе обсуждения. Наставники помогают и с выбором профессии, и в бытовых вопросах, например, помогают выпускникам детских домов с бюрократическими процедурами при оформлении жилья, помогают его обустраивать, посещают с ними общественные пространства и даже, например, прыгают с тарзанки.
Мы регулярно устраиваем общие встречи для всех участников проекта, например, недавно собирали их на кулинарный мастер-класс, а до этого они учились лепить кружки в гончарной мастерской, в апреле играли в пляжный волейбол. При этом наша цель не только в том, чтобы пары сблизились между собой, но и в том, чтобы ребята из детских домов познакомились друг с другом и, быть может, подружились: у детей с ВИЧ часто возникает ощущение, что они один на один со своим диагнозом, ведь говорить о положительном статусе в обществе не принято.
Важно понимать, что наставники не лечат, не учат и не занимаются образованием ребят, это своего рода “качественные взрослые” в окружении, к которым можно обратиться за помощью или советом. Все наставники проходят обучение, где мы даем основные знания о вирусе иммунодефицита, антиретровирусной терапии, рассказываем, как работать с детьми из детских домов.
На проекте действуют правила:
- наставник должен встречаться с ребенком трижды в месяц - если реже, то тесного общения между ними не завяжется;
- наставник не должен быть союзником ребенку в плохих поступках;
- наставник должен выстраивать коммуникацию с опекуном ребенка;
- о происходящем наставники должны рассказывать мне или психологу проекта. Каждый наставник раз в два месяца должен сам общаться с психологом - индивидуально, либо на групповой супервизии.
Все эти правила появились в процессе работы проекта, методом они не были взяты из воздуха.
Ребенок через нас учится выстраивать отношения, поэтому мы настаиваем на том, что наставник должен заранее договариваться о новой встрече и не нарушать договоренностей, ведь это, по сути, единственный “качественный взрослый” в его окружении, если мы говорим о воспитаннике детского дома, который общается с ним на добровольных началах, не за зарплату.
Конечно, в процессе коммуникации возникают разные ситуации, бывают сложности, дети травмированы, ведь все они потеряли маму, но конфликтных ситуаций за два с половиной года существования нашего проекта у нас еще не возникало.
У наставничества нет срока давности, обычно взрослые продолжают общаться с ребятами и после их выпуска из детского дома. Например, недавно одна из участниц нашего проекта получила квартиру, наставница помогла ей обустроить жилье, но девочка боится туда заехать - ведь за всю жизнь она ни разу не жила одна. И сейчас они встречаются раз в неделю, чтобы что-то приготовить вместе, например, а ночевать девочка пока уезжает в приют.
Очень важно, чтобы ребенок знал, что у него есть взрослый, к которому он сможет обратиться в любой момент. Поэтому я всех кандидатов, которые к нам приходят, прошу подумать: если они планируют куда-то переезжать, рожать детей, или еще какие-то перемены в жизни, которые могут прервать связь, то им нужно хорошенько все взвесить.
Мы отбираем наставников вдвоем с психологом, важно, чтобы у него была “ресурсность” - если он сам по себе опустошен, ему нечем будет лечиться. Еще мы обращаем внимание на то, есть ли у него опыт выстраивания отношений, и, если честно, я всегда обращаю внимание на то, интересно ли мне самой с кандидатом. Потому что если я начинаю скучать, то ребенок и подавно будет избегать контакта: прекратит брать трубки, и т.д.. Финансовый достаток, кстати, не является важным обстоятельством, потому что мы не хотим, чтобы они откупались от детей, важно, чтобы у них было время на работу с ребенком.
Мы просим предоставить флюорографию, справку об отсутствии судимостей и справку из психдиспансера. Для некоторых взрослых, это,к сожалению, становится препятствием".