Вы видели их — они поджидали вас в музейных залах, в кино их сбивали автомобили на полном ходу, а в гостях у друга-охотника они пугали вас в затененных коридорах. «Московские новости» решили разобраться, кому и зачем потребовалось делать чучела, насколько набитые шкуры животных соответствуют современным представлениям об этике и вкусе и что делать, если после этого текста вам захочется стать таксидермистом.
Кому и зачем потребовались чучела животных
Сегодня таксидермия может кому-то показаться неуместным заигрыванием со смертью. Однако изготовление чучел — давняя практика, в которой сочетаются ритуальность, восхищение красотой природы и тяга к ее изучению. Практическая таксидермия появилась в Европе на рубеже XVI–XVII столетий как способ сохранить образцы, собранные исследователями и путешественниками.
Чучела тогда использовались для научных и просветительских целей.
В России первые музейные чучела животных появились в первой половине XVIII века, во времена создания Кунсткамеры Петром I. Однако долгое время в стране не было искусных мастеров и качественных препаратов для изготовления чучел. Это главная причина, почему экспонаты тех времен не сохранились до наших дней.
При этом, по словам Евгения Кирюдчева, таксидермиста и руководителя студии «Бекас», при соблюдении правил хранения чучело может быть вечным: «Необходимо избегать механических повреждений и резких перепадов влажности. Но главная опасность — прямые солнечные лучи».
Принято считать, что профессиональная таксидермия появилась у нас в первой половине века XIX — с открытием в 1832 году Зоологического музея и приглашением для работы немецкого специалиста Шрадера. Он обучил наших мастеров и положил начало отечественной школе таксидермии.
Знакомство европейцев с кенгуру
В 1772 году английский художник Джордж Стаббс (к слову, блестящий анималист) нарисовал картину The Kongouro from New Holland (Kangaroo) («Кенгуру из Новой Голландии») — первое изображение этого животного в Европе. В те годы у публики не было интернета, чтобы загуглить, как выглядит кенгуру, поэтому крупная мышь с непропорциональными лапами, очаровательными ушками и изящной осанкой вызывала скорее удивление, чем недоумение работой художника.
Дело в том, что кенгуру с такой анатомией вряд ли смогла бы прыгать на 7 метров в длину — ровная спина к этому не располагает. А получился грушевидный зверь так: в распоряжении художника были только устные и письменные описания и шкура животного, привезенная из Австралии во время первого путешествие Джеймса Кука (1768). Единственное, как Стаббс мог представить себе объемную кенгуру, — сшить шкуру, надуть ее и писать с получившегося шарика.
Сегодня частные таксидермисты чаще сосредоточены на стремлении запечатлеть красоту природы и дать животным «вторую жизнь». Но есть и более прикладные цели.
Источники мертвых животных
Сегодня добыча животных ради пополнения музейных фондов практически не ведется, по крайней мере в России. Основное направление деятельности музейных отделов таксидермии — реставрация уже существующих чучел.
Более того, в последние годы получает распространение движение Vegan (веганская) или Ethical (этичная) Taxidermy. Специально убивать животное для создания чучела совершенно необязательно. Так, Сюзетт Филд (Suzette Field) ведет веганские курсы по таксидермии в Лондоне — на занятия к ней приезжают энтузиасты со всего мира, чтобы погрузиться в ремесло без угрызений совести.
Этичный подход часто используют художники и ювелиры, цель которых — дать животным «вторую жизнь» в искусстве. Хотя и среди них есть и те, кого этичность волнует в последнюю очередь. Так, немало шума вызвало самое дорогое чучело в истории
: работа Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — пятиметровая тигровая акула в формальдегиде. В 2005 году ее купили за $12 млн.
Еще один источник материала, особенно грызунов, — научные лаборатории. И, конечно, значимую часть клиентов частных таксидермистов составляют охотники.
Таксидермист ответственный: границы профессионализма
Законодательство РФ строго ограничивает охотников, обозначая сезонность, типы используемого оружия и виды, на которые можно охотиться в регионе в тот или иной период. Есть и краснокнижные животные, охота на которых запрещена законом. Если ответственный мастер-таксидермист видит, что к нему принесли краснокнижного зверя или животное, охота на которого в настоящий момент не открыта, он не возьмет его в работу.
Есть клиенты, которые приносят умерших домашних животных и просят их «оживить».
Опытные мастера знают, что лучшее решение в таком случае — придать чучелу почившего Барсика спящую позу с закрытыми глазами. Выражение морды (особенно хорошо знакомой) у чучела никогда не будет совпадать с живым котом или собакой. Результат такой работы, скорее всего, заказчику не понравится.
Евгений Кирюдчев добавляет, что достичь портретного сходства можно: для этого потребуется мастерство и много фотографий животного при жизни. Однако он предпочитает не брать такие заказы, особенно для собак, поскольку это долго, сложно и дорого. Всю работу, включая изготовление матрицы (манекена), необходимо проделать с нуля, сложно добиться портретного сходства, без которого животное будет «похоже на покемона».
Однако больше этических вопросов чучела животных вызывают не у таксидермистов, а у нас с вами — вольных или невольных зрителей «приведенной в порядок шкуры
». Что чувствуете лично вы, когда видите чучело лисы в краеведческом музее? А шкуру медведя в качестве ковра? Где проходят наши границы допустимого и когда использование частей животного перестает считаться допустимым?
Одной из задач современных мастеров является нормализация восприятия чучел «до уровня кожаной сумки». Кошелек из кожи вызовет негативную реакцию, только если не соответствует убеждениям конкретного человека. В то время как свежеизготовленное чучело любимого Барсика на шарнирах в доме двоюродного дедушки скорее всего вызовет вопрос — а стоило ли вообще навещать дальнего родственника?
Этические стандарты профессии устанавливаются в том числе на крупных чемпионатах.
Животные не должны быть запечатлены в страдании и «унижающих» ситуациях. Например, чучело, изображающее зверя, запутавшегося в колючей проволоке, может быть признано жюри неэтичным. Но это неписанные нормы, и таксидермиста, работающего в угоду частным клиентам, они никак не ограничивают.
Еще одна задача мастеров — избегание эффекта «зловещей долины» — феномена, при котором что-то, что выглядит живым, но недостаточно естественным, пугает. Как правило, страх вызывают отклонения — неправильная мимика у человекоподобных роботов или странное выражение глаз у чучела. При этом, если отклонение значительное, чучело вызовет скорее смех, чем страх (см. Упоротый лис).
Синяя птица таксидермии
В ответ на стремительную индустриализацию на рубеже XIX–XX веков в викторианской Англии в моду вошла «бытовая» таксидермия: так люди подчеркивали, что ценят природу и все еще ощущают себя ее частью. Плюмажный бум
(1900–1910) породил незабываемые головные уборы с чучелами птиц, а некоторые экзотические виды буквально пали жертвами моды.
Оммаж к тому времени — свадебное платье Кэрри Бредшоу (Сары Джессики Паркер) из фильма «Секс в большом городе» (2008) с ярко-синей райской птицей на голове. Для этого костюма было использовано винтажное чучело, поскольку в Штатах уже 100 лет действует закон, защищающий редких птиц.
К слову, на рубеже веков таксидермия была модным увлечением и у нас — чучела можно было встретить в разных домах. Например, в квартире в Борисоглебском переулке, где когда-то жила поэт, а сегодня располагается Дом-музей Марины Цветаевой. В начале XX века в интерьере присутствовали чучела двух рыжих лисиц, орла и волчий мех.
Елена Михайловна Кокурина, старший научный сотрудник музея, объясняет, что двух лис — лежачую круговую и стоячую — подарили редакторы журнала «Северные записки» вместо гонораров, от которых Цветаева отказалась.
Елена Кокурина рассказывает: «Ариадна Эфрон (дочь Цветаевой) в своих воспоминаниях написала о комнате матери в Борисоглебском доме: «В многоугольную, как бы граненую комнату эту… с волчьей, немного пугающей, но манящей — шкурой у низкого дивана, я входила с холодком робости и радости в груди…».
Шкуру с одного из чучел лисы в голодные годы революционного хаоса пришлось продать.
Сегодня в музее представлены чучела орла, лисы и шкура волка. По словам Елены Кокуриной, посетители по-разному относятся к волчьей шкуре и чучелам: от равнодушия и испуга до трогательной детской реакции. «Как-то один малыш, посетивший квартиру М. Цветаевой с родителями, попросил разрешения погладить волка. Узнав, что нельзя, постоял немного, потом серьезно посмотрел и сказал: «Лучше бы волк остался живой».
Как сделать чучело
Интернет полон подборок странных чучел. Часть из них изготовлена начинающими мастерами, которые только постигают ремесло, другие намеренно сделаны «странными». В последние лет десять лет набирает популярность направление Crap Taxidermy («дерьмовая таксидермия»), когда чучела намеренно делают неправильными и «упоротыми».
Но классический подход к таксидермии все же предполагает создание максимального сходства с «живым». И здесь самое сложное — правильно подготовить шкуру животного. Как раз на этом этапе возникает больше всего ошибок, которые и приводят к сомнительному результату. При правильной обработке шкура не будет гнить, а перья и шерсть останутся на месте.
Готовим чучело за 6 шагов: инструкция от таксидермиста
- Аккуратно снимаем шкуру.
- Механически ее очищаем и обрабатываем (мездровка и препаровка).
- Обрабатываем шкуру химикатами (дубление).
- Продумываем позу и подготавливаем манекен тела (намотка, набивка или цельный каркас).
- Располагаем шкуру на манекене, приклеиваем, закрепляем все части и придаем им нужную форму.
- Прорабатываем лицевую часть — правильно ставим уши, губы, нос, челюсти и язык, подбираем подходящие глаза.
В чучелах птиц могут быть использованы кости: череп, крылья и иногда голени. У млекопитающих иногда используют когти.
Для внутреннего наполнения применяют набивку и намотку (например, пакля наматывается на проволочный каркас и кости конечностей) или цельный манекен из папье-маше, пенопласта или пенополиуретана.
Для подготовки черепов (как самостоятельного изделия) используют жуков-кожеедов, особые виды которых великолепно очищают кости.
Чучела делают только из животных, у которых есть шерсть, перья и чешуя. Или очень толстая шкура, как у слона. Мягкотелые, вроде осьминога, не подойдут. По этой же причине не делают чучела из людей: сохранить реалистичность при работе с мягкой кожей невозможно.
Для сохранения и консервации человеческих тел чаще используется пластинация — метод, при котором вода и липиды в биологических тканях заменяются на синтетические полимеры и смолы (силикон, эпоксидная и полиэфирные смолы). Результат такой работы можно было увидеть на нашумевшей выставке Body Worlds. Правда, с точки зрения современных этических норм сохранение человеческого тела вызывает больше вопросов, чем восхищение технологией.
От увлечения к профессии
В профессию лучше приходить всерьез и надолго, поскольку на постижение мастерства уйдут годы. Таксидермист Евгений Кирюдчев считает, что лучше всего приходить с образованием художника или скульптора — тут важно понимать форму. Поможет и знание английского: в Штатах мощная школа, мастера часто снимают видео, и знания можно черпать из них.
О пользе сачка
Лепидоптерофилия — коллекционирование бабочек. Бабочек собирают, особым образом подготавливают тела и крылья и выставляют под стеклом.
Некогда модное увлечение сегодня вновь оказывается актуальным. В 2021 году выяснилось, что снижение популярности лепидоптерофилии стало угрозой для изучения бабочек. Именно коллекционеры одними из первых замечают падение численности того или иного вида, а также помогают получать генетический и биохимический материал для исследователей.
Сегодня в России нет учебного заведения, дающего профессию таксидермиста, но можно взять курсы у практикующих частных мастеров. Чтобы освоить ремесло, лучше всего напроситься к хорошему мастеру в подмастерье. Также действует «Ассоциация российских таксидермистов», которая до пандемии регулярно проводила чемпионаты и встречи для обмена опытом.