Ни один писатель не известен своей способностью предвидеть будущее, чем Х.Г. Уэллс. Можно видеть, что его работа предсказывала самолет, танк, космические путешествия, атомную бомбу, спутниковое телевидение и всемирную сеть. Его фантастическая фантастика представляла себе путешествия во времени, вторжение инопланетян, полеты на Луну и людей со силами богов.
Это то, чем его обычно помнят сегодня, через 150 лет после его рождения. Тем не менее, несмотря на все эти успехи, футуристическое пророчество, на котором было настроено сердце Уэллса - создание мирового государства - остается невыполненным. Он предвидел утопическое правительство, которое обеспечит, чтобы каждый человек был максимально образован (особенно в науке), имел работу, которая удовлетворила бы их, и свободу наслаждаться личной жизнью.
Его интересы в обществе и технологиях были тесно взаимосвязаны. Политическое видение Уэллса было тесно связано с фантастическими транспортными технологиями, которыми славится Уэллс: от машины времени до марсианских штативов, движущихся дорожек и самолетов в When the Sleeper Wakes. В Anticipations (1900) Уэллс пророчествовал «отмену расстояния» с помощью реальных технологий, таких как железная дорога. Он подчеркнул, что, поскольку жители разных стран теперь могут путешествовать друг к другу быстрее и легче, для них тем более важно делать это мирно, а не воинственно.
Утопическое государство
Социальное мышление Уэллса берет свое начало в его обучении в качестве ученого: выиграв стипендию в Нормальной школе наук (ныне Имперский колледж, Лондон), он преподавал биологию у «бульдога Дарвина» Т. Х. Хаксли. Его научное образование сначала стимулировало то, что сейчас является его самыми известными книгами, его ранними научными романами. Из "Машины времени" (1895) его работа всегда была политической, но этому измерению придала дополнительную актуальность из-за катастрофы Первой мировой войны. Разочарованный таким зрелищем провала человеческого планирования, Уэллс предложил переучить мир.
Совместно написанный «Набросок истории» (1919) был признан первой транснациональной историей человечества, рассказывающего историю людей из нашей ранней эволюции. В надежде, что его читатели, узнав об общем происхождении всех людей и, следовательно, о вымысле расе и национальности, перерастут идею национального государства, Уэллс оптимистично переносит свою историю за пределы настоящего дня в будущее. 24-я часть Outline рассказывает о будущей истории "Соединенных Штатов мира".
Несмотря на спорное получение, особенно католическими читателями, «Очертания истории» была самой продаваемой книгой Уэллса в его собственной жизни: напечатанной миллионами и переведенной на несколько языков. Затем последовали наука о жизни и работа, богатство и счастье человечества, обучая своих читателей биологии и социальным наукам.
Уэллс пожаловался, что план стал скорее модной книгой, чем влиянием на мировую политику, поэтому он обратился к технологии кино, чтобы более широко распространить свое послание. В фильме «Вещи грядущих», режиссера Александра Корды, адаптации «Форма грядущих вещей» Уэллса, Уэллс предвосхищает аспекты Второй мировой войны, такие как воздушные бомбардировки гражданского населения. Цивилизация почти разрушена, но международная группа летчиков Wings Over the World ведет человечество к реконструкции и, в конечном итоге, к завоеванию космоса.
Уэллс был (опять же) недоволен конечным продуктом, жалуясь Зрителю, что «выражать даже самые простые идеи, которые не совсем условны на экране, - это все равно, что кричать сквозь толстый войлок во время грозы». Начало Второй мировой войны и военное использование атомной бомбы (которую Уэллс предвидел в 1912 году The World Set Free) были дальнейшими ударами по его всеобъемлющим проектам: в предисловии к переизданию 1941 года «Война в воздухе» он выбрал для своей эпитафии слова: «Я так сказал вам. Вы, проклятые дураки".
Права человека Уэллсиана
Сегодня, учитывая роль, которую национальная идентичность продолжает играть в усилиях людей по большему самоопределению, перспектива мирового государства Уэллса кажется еще менее вероятной. Однако одно удивительное наследие остается из прогнозов Уэллса о лучшем будущем для человечества. Письма от Уэллса в The Times привели к Комитету Сэнки по правам человека и Специальному пингвину Уэллса 1940 года "Права человека"; Или за что мы боремся? (недавно переиздано с предисловием писателя Али Смита). Уэллс утверждал, что единственным значимым результатом войны будет провозглашение согласованного набора универсальных прав человека и международного суда для их обеспечения.
Стремлением Уэллса было гарантирование права на жизнь, образование, труд, торговлю и собственность для каждого мужчины и женщины на Земле. (Удивительно, что, учитывая его предыдущий флирт с позитивной техникой, Уэллс также настаивал на "свободе от любых увечий или стерилизации" и от пыток.) Влияние работы Уэллса ясно в Декларации универсальных прав человека Организации Объединенных Наций 1948 года. Эти права теперь имеют юридическую силу, если не универсальное существование: такова, пожалуй, самая важная пророческая цель Уэллса.
Уэллс - один из самых влиятельных писателей на английском языке. Его основные научные романы "Машина времени" и "Война миров" никогда не выходили из печати. Приветствоваясь гением со своего дебюта, он помог сформировать воображение ряда писателей от Джорджа Оруэлла до Хорхе Луиса Борхеса и каждого писателя-фантаста, который пришел за ним.
В то время как Уэллса теперь больше помнят за его научную фантастику, чем утопические идеи мирового правительства, политическому Уэллсу все еще может чему нас научить. В то время как политические лидеры разных мастей используют государственность как способ создания барьеров между людьми, послание Уэллса о нашем общем происхождении, универсальных правах человека и международном сотрудничестве может предложить нам вместо этого направление для более обнадеживающего будущего.
Помощь автору:
Сбербанк: "за рубеж"-"по номеру телефона"-"киргизия"-"+996995301297"-MBANK(Банк Кыргызстана)