Найти тему
Крымская газета

Они идут первыми: как сапёры ЧФ открыли на полуостров путь для днепровской воды

С самого первого дня специальной военной операции (СВО) на Украине личный состав отдельного морского инженерного полка (ОМИП) Черноморского флота, которым командует полковник Иван Бондарь, принимает в ней участие. За это время офицеры и контрактники полка решили десятки, если не сотни разнообразных больших и малых задач. И первейшей из них стала инженерная разведка и проделывание проходов в минных полях, которые были установлены ВСУ на пути наших войск.

Первым, самым звучным и резонансным событием в начале спецоперации стала деблокада Северо-Крымского канала, рассказывает начальник штаба ОМИП подполковник Дмитрий Маршев.

КАК СНЯЛИ ВОДНУЮ БЛОКАДУ

– В первые же дни операции нам удалось произвести подрыв мощной дамбы, с помощью которой националисты несколько лет назад заблокировали подачу днепровской воды в Северо-Крымский канал, чем нанесли огромный ущерб не только сельскому хозяйству, но и промышленности Крыма, всему его народу, – говорит Дмитрий Маршев. – Деблокировать канал было непросто.

Днём 25 февраля командованию полка поступила задача – организовать в указанных местах расчистку русла Северо-Крымского канала. Ввиду огромной важности задачи и ограниченных сроков её выполнения исполняющий обязанности командира полка подполковник Дмитрий Маршев собрал группу из числа наиболее подготовленных специалистов.

– Задача осложнялась необходимостью сохранить опоры капитального автомобильного моста через русло канала, в основании которого была установлена дамба, а также отсутствием специальной техники для бурения шурфов, – вспоминает Дмитрий Маршев.

Исходя из создавшейся обстановки и имеемых сил, подполковник принял решение произвести серию малых взрывов. Он лично разработал схему подрыва и контролировал каждый этап всех подготовительных работ.

– Было произведено шесть последовательных подрывов по пять закладок каждый, – рассказывает Дмитрий Маршев. Использовали без малого две тонны тротила.

-2

Безукоризненно выполненные подрывы дали желаемый результат: дамбу уничтожили и при этом сохранили опоры единственного в радиусе 50 км автомобильного моста. Ювелирная работа военных инженеров!

Это всего лишь один эпизод из боевой летописи полка в ходе СВО. Чуть переборщи военные инженеры – не стало бы моста и, значит, переправы. А «недоборщи» – уцелела бы дамба и пришлось бы вновь её подрывать. А значит, тратить силы, драгоценное время и рисковать, ведь действовали на освобождаемой территории, где шли в то время жаркие бои. Стратегически важная задача была выполнена в кратчайший срок без потерь личного состава и техники.

САПЁР НЕ МОЖЕТ ОШИБАТЬСЯ

Дмитрий Маршев прошёл все должностные ступени, начиная от командира взвода в Южном военном округе. Командовал двумя разными инженерными ротами, два года был начальником штаба инженерного батальона, шесть лет – командиром инженерно-дорожного батальона инженерно-сапёрного полка. Не раз побывал в горячих точках, получил боевой опыт. Впрочем, сапёры даже в мирное время живут по законам военного времени.

– Сапёр ошибается только один раз – этот постулат запомнил ещё с училища, – говорит Дмитрий Маршев. – Личный состав инженерных войск решает боевые задачи и в военное, и в мирное время. Разминирование местности и объектов, организация инженерных заграждений (минных полей, противотанковых рвов) и многое другое – всё это связано с риском для жизни. А в ходе СВО приходится заниматься инженерной разведкой, проделыванием проходов в минных полях и заграждениях, устройством фортификационных сооружений (траншей, окопов, ходов сообщений, блиндажей), наведением переправ, подготовкой путей для продвижения войск, решать многие другие задачи, порой неожиданно возникающие в ходе СВО, включая боестолкновение с противником.

-3

Подразделения полка решали ответственные задачи на острове Змеиный. Военные инженеры сделали всё для нашей победы на этом маленьком, но стратегически важном кусочке земли.

Подрыв дамбы – это лишь часть работ по доставке днепровской воды в Крым. Хотя, безусловно, важнейшая, основополагающая часть. Много потрудились специалисты полка над расчист-кой заросшего за восемь лет русла.

Представление на награждение подполковника Дмитрия Маршева орденом «За военные заслуги» ушло по команде наверх. Впрочем, не только на него.

– 28 военнослужащих ОМИП представлены к разным госнаградам, – говорит Дмитрий Маршев, – из них семеро офицеров, один прапорщик, остальные сержанты и рядовые.

Это командир ОМИП полковник Иван Бондарь. Инженерные подразделения под его руководством ещё в начальный период СВО сумели организовать проходы в минных полях, завалили противотанковый ров и проделали широкие бреши в насыпи за ними. Это позволило ввести в бой батальонные тактические группы в назначенное время. В ходе прорыва потерь среди личного состава и техники не было. Комполка представлен к ордену «За военные заслуги».

Представлены к госнаградам командир тактической группы по разминированию майор Андрей Карабин, командир отдельного сапёрного батальона майор Александр Батаев, капитан Константин Соломатин. Последний возглавил сводный расчёт тяжёлых механизированных мостов и обеспечил проход подразделений десантно-штурмового полка. Список награждённых можно продолжить.

Сегодня подполковник Дмитрий Маршев руководит силами полка в месте постоянной дислокации, решая все текущие вопросы. А их великое множество. Часть задач связана с проведением СВО. Там, на передовой, где решается исход нашей борьбы с неофашистским режимом, активно поддерживаемым странами НАТО, наши воины должны быть обеспечены всем необходимым. Начиная от техники, боеприпасов, запчастей и заканчивая топливом, продовольствием, военной амуницией. Вопросы логистики не могут быть второстепенными.

ОНИ НУЖНЫ И НА МИРНЫХ ПОЛЯХ

Дмитрий Маршев рассказал не только о текущих делах отличившихся в СВО, но и о новейшей истории ОМИП.

– 20 декабря 2014 года состоялось торжественное вручение Боевого знамени 68-му отдельному морскому инженерному полку Черноморского флота, – говорит Дмитрий. – Полк сформирован на базе 160-го отдельного морского инженерного батальона ЧФ.

С момента формирования его подразделения приступили к обезвреживанию территории Крымского федерального округа от взрывоопасных предметов времён Великой Отечественной войны. С началом полевых работ вызовы флотских сапёров на места былых боёв увеличиваются...

Для успешного выполнения ответственной и небезопасной работы у флотского инженерного полка есть всё необходимое. Не так давно на вооружение части приняты новейшие средства инженерного оборудования и техники, успешно применяются поступившие в подразделения новые образцы аппаратуры для сапёров-разведчиков. В штате морского инженерного полка предусмотрены и минно-разыскные собаки. Флотские кинологи-сапёры со своими четвероногими помощниками прошли обучение в одном из учебных центров инженерных войск Вооружённых сил РФ.

Личный состав групп разминирования обеспечен средствами индивидуальной бронезащиты сапёра – общевойсковым комплектом разминирования «Сокол». Специалисты морской инженерной службы в рамках гособоронзаказа получили роботизированную технику «Уран-6», которая помогает в очистке крымской, а сейчас и освобождённой земли Украины от взрывоопасных предметов.

В интересах фортификационного оборудования позиций в подразделениях полка освоили недавно поступившие войсковые экскаваторы ЭОВ-3521 с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Они позволяют работать в грунтах любой категории. Осуществлять бесперебойное энергообеспечение войск в полевых условиях морским инженерам помогают новые передвижные электроустановки повышенной мощности.

Особое внимание уделяется освоению техники и оборудования для ведения инженерной разведки, проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях на берегу и в воде для высадки морского десанта, фортификационного оборудования позиций войск, обеспечения подразделений в полевых условиях водой и электроэнергией, оборудования воинских колонных путей.

Владимир ПАСЯКИН

Фото автора и из архива ОМИП

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц