Пару недель назад министр промышленности и торговли Мантуров рассказал, что в России есть «планы возрождения» марки «Волга». Правда чиновник не уточнил, в когда и каким образом это произойдёт. Журналист Татьяна Елисеева считает эту затею утопией, и вот почему.
1. Любой современный автопроизводитель больше не работает по советскому принципу, когда всё (или практически всё) делается на одном заводе.
Сегодня, чтобы получить каждый элемент в недорогом и качественном виде, надо специализироваться — на поршневых кольцах, коробках передач, электронике, тормозных системах и т. п. У нас нет собственных производств и разработок в целых кластерах автопрома! Нет автоматических коробок передач, турбокомпрессоров, электроники…
2. Создание любого автомобиля – это огромные деньги и сроки. Например, с проектом «Аурус» возятся почти 10 лет, а серийное производство до сих пор стартовало только на бумаге.
Когда КамАЗ получил для модели К5 кабину от «Мерседеса», то очень радовался, ведь самому концерну Daimler разработка этого модуля стоила один млрд евро. А мы говорим о постройке не кабины, а всего несущего кузова – ещё более сложной конструкции.
3. Плюс, для серийного производства нужны дорогостоящие штампы – для того же «Ауруса» взяли более простые, чем, например, нужны для «Лады Весты». Раньше их заказывали из Кореи, а потом долго доставляли морем. Но стоят они очень и очень дорого. Где теперь их брать, а главное – кто оплатит этот праздник?
4. Допустим, деньги всё-таки нашли. Теперь их надо «отбить». Поэтому будущие «Волги» будут выпускаться вечно, чтобы набрать максимальный тираж. Так что вероятнее вариант времен «Жигулей» — несколько вариаций одной машины, которые собираются десятилетиями.
5. Кстати, про Жигули. Их помогал делать FIAT, а «восьмёрку» помогал делать Porsche. Кто нам поможет теперь? Ведь машины стали ещё сложнее и технологичнее.
В мировом автопроме без кооперации не развиваются даже злейшие конкуренты, которые разрабатывают совместные платформы или закупают общие комплектующих. А тут – мы одни против всех.
6. Но главное, конечно, битва за цену. Чтобы гарантировать хорошую цену, нужен объем. Хорошая цена – это около одного миллиона рублей. И ведь по такой цене очередь за машиной не выстроится! Кроме того, чтобы обеспечить хорошую цену, должны быть в наличии все предыдущие пункты. А сними, как мы уже говорили, нерешаемые проблемы...
Или решаемые? Но пока мы создаём собственный автомобиль, на рынке появится много китайских аналогов. Более дешёвых и современных – время идёт, тиражи имеются.
В общем, давайте вспомним, что «Группа ГАЗ» неоднократно говорила, что создание легкового автомобиля – это дорого, сложно, плюс российский рынок слишком мал, чтобы затевать такие проекты.
Проще взять некий автомобиль из Китая, заменить шильдик и радоваться, что мы не ввязались в очередную авантюру.
Если вы не согласны с какими-то из пунктов, напишите в комментариях. А ещё можете прочитать про перспективы возвращения Москвича.