Как ни крути, а в составе России (до этого СССР) область всего 76 лет. Для региона с многовековой историей совсем немного. Хотя, если быть совсем точным, и приплюсовать еще четыре года в составе Российской империи, получается 80. Поэтому немецкое наследие выпирает практически повсеместно.
Некоторые туристы жалуются, что ожидали увидеть большего, чуть ли не полностью западноевропейский город и оказываются разочарованными. Действительно, если брать Калининград (бывший Кёнигсберг), то массированные бомбардировки английской авиации в августе 1944 года, а затем штурм города в апреле 1945 существенно сказались на облике города. От исторических районов, которые ранее были средневековыми городами, Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф не осталось НИЧЕГО.
Исключение - Кафедральный собор на острове Канта, ставший визитной карточкой города.
К сожалению, Кёнигсберга не осталось, на его месте вырос Калининград, но немецкие корни можно увидеть практически на каждом шагу. И это не только сохранившиеся здания, некоторые из них очень даже трудно узнать в новом обличии. Яркий пример новое здание Альбертины, университета Кёнигсберга основанного в 1544 году. (Попробуйте найти пару отличий :-))
Многочисленные фортификационные сооружения (им стоит посвятить отдельную статью).
Это и брусчатка в изобилии встречающаяся на улицах, пожарные гидранты, канализационные люки, парки, мосты, деревья и прочее.
Но остались и такие места, попадая в которые невольно переносишься в былое. Если в Калининграде выйти на перекресток ул. Грига и ул. 1812 года можно совершить подобное перемещение. По левую руку можно любоваться зданием Восточной пожарной охраны. На первом этаже до сих пор находятся гаражи действующей пожарной части №1 Ленинского района. На верхних этажах ранее располагались квартиры пожарных.
Надо отдать должное современным хозяевам помещений, которые к существовавшему еще с тех времен гидранту добавили экспозицию гидрантов.
Ранее улица называлась Йоркштрассе, в честь прусского героя, генерал-фельдмаршала Иоганна Давида Людвига Йорк фон Вартенбурга. Во время оккупации Пруссии войсками Бонапарта он возглавил ополчение (ландвер) для борьбы с французами. А в декабре 1812 года и вовсе против воли короля заключил Таурагенскую конвенцию (была подписана в г. Таураге, Литва) с российским генералом Дибичем. За такое самоуправство монарх даже хотел отдать его под трибунал. Теперь же это событие признают одной их самых смелых авантюр в истории Пруссии, благодаря которой она сумела отделиться от Франции и вступила в союз с Россией. Что положило начало освободительной борьбе ряда германских государств против Наполеона. Генерал Йорк прославился несколькими блестящими победами и даже получил российский орден Святого Георгия за личный героизм. Надо отдать должное людям занимавшимся переименованием улиц в советский период, ведь вместо улицы 1812 года могла быть и улица Энгельса или какая-нибудь Профнастильная.
Пройдя далее по улице с правой стороны можно посмотреть комплекс благотворительных учреждений Дризена 1890-1900 годов постройки. Фонд Дризена создан согласно завещанию из средств кёнигсбергского коммерсанта Адольфа Дризена, скончавшегося 1 января 1881 года. Адольф Дризен завещал городу Кёнигсбергу 370 тысяч марок на создание приюта для людей, потерявших работу не по своей вине. На эти средства были построены четыре здания с однокомнатными и двухкомнатными квартирами, предназначенными для проживания семейных и одиноких постояльцев. Согласно условию завещания, постояльцами могли быть лица не моложе сорока лет любого вероисповедания, но треть помещений приюта должна была отводиться для горожан-евреев.
Дом с балконами был построен несколько позже (1925 год) на месте старого здания, в нём проживал персонал приюта - монахини.
Уникальные арочные проезды дома в свое время показались историку архитектуры Балдуру Кёстнеру настоящими «воротами в Кёнигсберг» и с ним сложно не согласиться.
Надо отметить, что со двора здания не менее привлекательны.
И таких мест в городе К. несколько. Но о них в следующих статьях.