Найти тему
Синий Сайт

Создаём кинематографичный текст

Киноиндустрия сегодня представляет серьезную угрозу художественной литературе. Более того, авторы стремятся «продаться» киношникам – мало кто из нашей братии хотя бы раз не допускал мысль о том, что было бы здорово, экранизируй кто-нибудь его историю. Но есть тексты, прочитав которые, чувствуешь себя так, словно посмотрел фильм. Это хороший ответ со стороны прозаиков, ведь в таком сюжете каждый «смотрящий» его читатель волен создавать свою собственную картинку, тогда как взгляды зрителя и режиссера на те или иные аспекты могут не совпадать.

На самом деле, смотрибельный текст не есть изобретение нашего времени. Еще в 50-е годы XX века в СССР появился такой жанр как киноповести. Фильмов снималось мало, и сценаристы, чтобы не терять навык и заработать на хлеб, стали добавлять в сценарии описания, создавая тем самым художественные тексты. Ярчайший представитель этого направления всем нам известный Василий Шукшин. Сейчас можно легко найти его киноповести в Интернете и почитать эти действительно гениальные описания.

Но как добиться такого эффекта? Начинающим всё чаще приходится слышать такой совет: чтобы читатель смог увидеть мир вашего произведения, снимайте у себя в голове фильм. Но даже если взять в руки камеру, снять, например, обстановку комнаты или пейзаж за окном и описать на бумаге кадр за кадром, кинематографичного описания не получится. Всё потому, что у киносъёмки есть свои законы, правила, приемы, и те, что можно использовать на бумаге, мы сейчас будем разбирать вместе с вами.

Самые подкованные из вас, должно быть, ожидают, что я начну рассказывать о крупности планов, последовательности кадров и движении камеры. Но в первую очередь следует поинтересоваться работой сценариста.

Да, сценарист решает не так много из того, что касается непосредственно съёмки. Скажу больше, он даже не всегда имеет отношение к наполнению пространства сцены и внешности героев. В сценарии нет места подробным витиеватым описаниям. Зато если уж сценарист сделал акцент на какой-то детали, допустим, наши любимые синие занавески, значит, это нужно. Это каким-то образом влияет на сюжет или передаёт какую-то информацию о персонаже. И это третий урок – если без каких-то деталей действительно можно обойтись, не бойтесь их убрать, но если они должны рассказать о чем-то важном, делайте на них акцент.

Нет, я не ошиблась в нумерации. Есть два более важных момента, которые особенно часто упускают из виду начинающие писатели, но на зубок знают даже начинающие сценаристы. Первый урок: помнить о месте и времени. Каждая сцена в сценарии начинается с указания НАТУРА/ИНТЕРЬЕР и УТРО/ДЕНЬ/ВЕЧЕР/НОЧЬ. Новое место/время равно новая сцена. В кино от этого зависит выбор осветительных приборов и прочего съёмочного оборудования. Писатель тоже может использовать игру света в тексте. Но нередко можно столкнуться с тем, что автор забыл, где находились персонажи, и вот уже действие происходит не в гостиной, а во дворе перед домом, хотя ничто не предвещало.

Кроме того, даже короткое описание места действия может передать ощущения персонажей – холодно им или тепло, уютно или неуютно, свободно они себя чувствуют или скованно, хозяева они здесь или гости. А это серьезно влияет на всеми любимую «атмосферу» истории.

Второй урок: знать, что и в каком порядке происходит в пределах каждой сцены. В своей работе сценаристы больше всего оперируют описаниями действий – так называются блоки, в которых написано всё, что должно случиться в кадре. Писатель может не прорабатывать подробный план с перемещениями персонажей, но поучиться у сценаристов следить за порядком происходящего в рамках короткого участка всё-таки стоит. Всем нам приходилось читать тексты, в которых сложно разобраться, особенно часто такое встречается в экшен-описаниях.

Еще одна уловка, которую можно утащить у сценаристов это заявочный план. Выше я говорила, что в сценарии не указываются такие вещи, но какие же правила без исключений? Заявочный план – это кадр-перебивка, который ставится между сценами, происходящими в аналогичных обстановках. Например, вот персонаж собирается на работу, а вот он уже в офисе. В обоих случаях действие будет происходить в помещении. Но если показать один интерьер за другим, человек может не понять, что произошло перемещение. И для того, чтобы обозначить этот момент, вероятнее всего нам покажут, например, парковку перед офисным центром, вывеску, фасад здания или что-то еще в таком роде.

Этот прием не только сглаживает переход между локациями, но и решает проблему возникновения пустых сцен, написанных, чтобы читатель понимал передвижение, но при этом не имеющие никого влияния на сюжет. Например, тот же путь до точки назначения. Если ничего значимого там не происходит, намного эффективней и эффектней будет применить заявочный план и заодно перекрыть вопросы времени и погоды.

Замечу, что использовать его можно не только в тексте от третьего лица, но и от первого: вот персонаж одевается, а вот он уже рассказывает, как опрометчиво было с его стороны надеть этот пиджак, ведь, пока добирался до места, распогодилось, и пересечь огромную парковку под палящим солнцем оказалось тем еще испытанием.

Напоследок приятный бонус: сценаристы могут научить писателей составлять синопсис.

Все статьи
в подборке "Обмен опытом"
Автор: Полина Реми
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #