Здесь уместно было бы перейти к раскрытию второй линии принципиальных противоречий относительно положений третьего раздела Заключительного акта, несмотря на то, что в целом ее трудно определить как категорически непримиримую, поскольку серьезного сопротивления с советской стороны их принятие не вызвало. Однако суть проблемы являлась прямым следствием предыдущего тезиса об американской тактике политического морализма. Дело в том, что приведенный раздел содержал крайне неоднозначный с правовой точки зрения перечень обязательств по соблюдению основных прав и свобод человека[1] – составляющие знаменитого политического конструкта, именуемого в западной политической культуре «human rights»[2].
Парадоксален тот факт, что советская делегация подписала документ, содержащий данные положения, напрямую копировавшие ключевые пункты Всеобщей декларации прав человека от 1948 г.[3], которую Москва отказалась ратифицировать, ссылаясь на сугубо декларативный характер документа, не предполагавший конкретных мер по его имплементации[4]. Однако повторение подобного демарша в новых обстоятельствах грозила отказом США и основных западных держав участвовать в Хельсинкском процессе, в результате чего Москва лишилась бы очередной возможности установить статус-кво через признание границ Германской Демократической Республики. Помимо провала обеспечения системы коллективной безопасности в Европе, это дало бы Вашингтону реальный повод публично обвинить СССР в бесчеловечности его «тоталитарного» строя и системы социализма в целом, а значит и психологическое преимущество над коммунистическими партиями стран ОВД в контексте завоевания симпатий народов Восточной Европы.
Тем не менее, стремление СССР достичь некоего консенсуса с США по вопросам разграничения Европы путем юридического заверения сложившейся на тот момент ситуации в рамках общеевропейского нормативно-правового акта также вряд ли можно расценивать как долгосрочный успех. Чисто технически, в условиях отсутствия доверия между блоками государств, принятие жестких правовых обязательств к исполнению не могло обеспечить даже перспективу этого консенсуса. В связи с этим Заключительному акту придали рекомендательный характер, что подтверждается тем, что он не был официально зарегистрирован в реестре ООН как многосторонний международный договор, как это предусмотрено ст. 102 главы 16 Устава ООН[5].
Данный факт, в совокупности с принятием США на вооружение концепции либерализма вильсонианского типа (право народов на самоопределение/поддержка создания независимых национальных государств и прав человека)[6] в качестве метода постепенного проникновения в сознание общества социалистических стран, как выяснится на рубеже 1980-ых-1990-ых гг., впоследствии обернется крупнейшим стратегическим триумфом американской дипломатии. В то же время, степенное следование Москвой точечным формалистским заверениям стало тактической победой и позволило отсрочить необходимость внутренней «перестройки» институтов и экономики до весны 1985 года, однако в долгосрочной перспективе это лишь загнало разлагавшуюся партийную номенклатуру в глухую идеологическую оборону и явилось серьезнейшим геополитическим поражением.
[1] - Заключительный акт / Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Официальный сайт ОБСЕ – [Электронный ресурс] – URL: https://www.osce.org/files/f/documents/0/c/39505_1.pdf Дата обращения: 12.04.2022
[2] - Understanding human rights / Equality and Human Rights Commission Official Website. [Electronic resource] URL: https://www.equalityhumanrights.com/en/secondary-education-resources/useful-information/understanding-human-rights Дата обращения: 13.04.2022
[3] - Всеобщая декларация прав человека. Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml Дата обращения: 13.04.2022
[4] - Страницы истории: почему СССР не поддержал проект Декларации о правах человека? / Новости ООН. Глобальный взгляд. Человеческие судьбы (10.12.2016). Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс] – URL: https://news.un.org/ru/audio/2016/12/1038451 Дата обращения: 13.04.2022
[5] - Устав ООН. Глава XVI: Разные постановления / Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-16 Дата обращения: 08.04.2022
[6] - Зуева П. А. Формирование внешнеполитического курса США в период между Первой и Второй Мировыми войнами [Электронный ресурс] // Электронный журнал Архонт. Выпуск №3 (24), 2021. С. 92-101. [с. 94] URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46138532_60722176.pdf Дата обращения: 08.04.2022