Не знаю, говорит ли вам о чем-то имя Джека Керуака. Если не говорит - никогда не поздно восполнить пробел в литературном образовании и прочесть хотя бы самые известные произведения иконы поколения битников и хиппи - “На дороге” и “Бродяги дхармы”. Один из самых значительных американских писателей (кстати, французского происхождения, его полное имя - Жан-Луи Лебри де Керуак), провел большую часть жизни, скитаясь по Штатам на товарняках и междугородних автобусах.
Знаменитые автобусы Greyhound уже в тридцатых годах прошлого века могли конкурировать по количеству перевезенных пассажиров с американскими железными дорогами, но не только за океаном можно ездить далеко и дешево. Вся Европа давно опутана плотной сетью междугородних и международных автобусных маршрутов. Eurolines, FlixBus, Ecolines, Lux Express - это только те, которыми я ездил сам, остановку какой-нибудь из них можно найти почти в любой, самой заштатной европейской дыре.
Развитое автобусное сообщение - настоящее спасение для небогатого русского путешественника, умудрившегося пересечь наземную границу РФ в 2022 году. О том, как это сделать и попасть на просторы Объединенной Европы, я уже писал во всех подробностях (Далеко ли до Таллина? В Эстонию без самолетов и Пфайзера в марте 2022 года).
На сегодняшний день (июнь 2022) ситуация не сильно изменилась. Выехать напрямую из РФ в “недружественные страны” через наземную границу без “веских причин” (читайте постановление №763) невозможно. Так называемые “коронавирусные ограничения” можно обойти только воспользовавшись лазейкой в Белоруссии - батькины опричники “оснований на выезд” в ЕС у лиц с российским гражданством не спрашивают, а российско-белорусская граница сейчас фактически упразднена.
Но в этом посте мы поговорим о том, как почти бесплатно вернуться в Россию из Европы, если обстоятельства заставляют вас это сделать - например подходит к концу виза. Нелегкая судьба бэкпекера занесла меня в Литву, в Швянтойи - милое курортное захолустье в паре десятков километров от Паланги.
Из достопримечательностей здесь имеются: море, дюны, чистейший воздух, пропитанный ароматом соснового леса, костел, скромные особнячки известных литовских баскетболистов и государственных деятелей, ресторан байкерского клуба All Aces, россыпь “шанхайчиков” для непритязательных отдыхающих и пара продуктовых магазинов, в которые местные работяги заваливаются по вечерам прямо в робах, перепачканных цементом и краской.
Вот отсюда мне и предстояло выбраться. Аэропорт в пяти минутах от дома оказался совершенно бесполезен для отбывающих в Россию, так что я, по заветам Керуака, углубился в изучение автобусных расписаний. Для начала, по старой памяти, пошел на сайт “Эколайнс”, но только зря потратил время. В Литве есть штука, которая работает гораздо круче - сайт
autobusubilietai.lt (можно переключить на русский)
Этот сайт-агрегатор (так же можно скачать приложение) объединяет практически все возможные маршруты и стыковки как минимум по Прибалтике. Тут я быстро выяснил, что не стоит пытаться уехать через Латвию. По километражу мне было ближе, но большую часть года автобусы из соседней Паланги идут на Ригу через… Вильнюс, который находится в противоположной стороне, так что - без вариантов.
Оставался, правда, вопрос, как добраться до Паланги к шести утра, если местные автобусы в это время еще не ходят, а днем ходят раз в час. Оказалось - никак, только на такси, но нужный мне межгород, на счастье, останавливается прямо посреди деревни между Maxima и Iki - как раз между теми самыми двумя универсамами.
Затем он идет через Палангу в Клайпеду, там пересадка на автобус до Вильнюса, в Вильнюсе - пересадка в Минск. Причем на сайте можно оплатить сразу весь маршрут и вам пришлют билеты, которые не надо распечатывать - очень удобно, если у вас есть банковская карта выпущенная не в РФ. Если нет - она есть у ваших друзей. Тоже нет? Что ж, езжайте на ближайший автовокзал и покупайте билеты за наличные евро. Очень рекомендую купить билеты на весь маршрут заранее. Оплатить проезд наличными при посадке можно, но “по факту” свободных мест на нужной стыковке может не оказаться, например из Вильнюса в Минск автобус был набит битком.
В шесть утра я уже стоял на остановке вместе с какими-то юными тусовщиками, которые, видать, и не ложились - дело было в субботу. На выезде из Паланги, прямо на федеральной трассе, нас, сигналя, обогнала какая-то легковушка - водитель остановил автобус на обочине и в салон вскочила опоздавшая пассажирка. Попробуйте в Москве попросить водителя просто открыть дверь в пробке - хрен вам, будете час париться в десяти метрах от остановки. Такое понимание и отсутствие зарегулированности мне очень понравилось. В Клайпеде пересадка час, подхожу к окошку кассы уточнить расписание - кассирша во всех подробностях по-русски объяснила, как пройти к нужному терминалу, пожелала хорошей дороги и вообще была очень дружелюбно настроена. Кстати, лично я за два с половиной месяца в Прибалтике ни разу не сталкивался даже с малейшими проявлениями русофобии, о которой так много рассказывают по российскому телевидению. Ну не видел я русофобии. И языкового барьера тоже нет. Люди, с которыми я общался - в магазинах, учреждениях, аптеках, на улице, без проблем переходили на русский, а если не знали языка - честно пытались вспомнить русские слова вперемешку с английскими)
Самый ответственный перегон - из Вильнюса в Минск. Автовокзал в Вильнюсе большой, с непривычки можно долго искать нужный терминал, но вы его скорее всего не пропустите - узнаете по тревожной толпе с огромными чемоданами. Кстати, если пойдете в вокзальный туалет - придется решать проблему с вещами. Там везде антивандальные “противотанковые ежи” от пола до потолка, с чемоданом просто не протиснуться, придется просить уборщицу открыть боковую дверь. Нигде не встречал такого идиотизма. И не думал, что столько народу едет в Минск, но оказалось, что кроме “чемоданщиков” в этой толпе немало и тех, кто ездит просто тусануть в белорусскую столицу на выходные - а что, нормальный город.
Только вот на границе не совсем нормально. Литовцы выпускают без проблем - вся процедура занимает ровно столько времени, сколько нужно пограничнику, чтобы посмотреть ваш паспорт и поставить печать. В нашем автобусе было 56 пассажиров - управились меньше чем за час. К тому же автобусы (как я понял, так на всех границах в Прибалтике) идут без очереди. Досмотр с белорусской стороны куда более тщательный. Тут будет все, привычное россиянам - несколько проверок документов, пересчет по головам в автобусе, выход на построение с вещами, прогон через рамки и просвет багажа, а главное - изуверские разборки со всем, что, по мнению белорусов, нужно таможить. На нашу беду, какой-то несчастный работяга вез из Литвы новый плиткорез - его мурыжили-мурыжили и в результате все равно сняли с рейса - видимо он отказывался платить драконовскую пошлину.
Полтора часа его ждали 55 человек, у многих из них были уже оплаченные билеты на следующие рейсы - представляете, сколько нервов они потратили! Тут я должен отдельно поблагодарить водителя нашего автобуса - он сохранял спокойствие всей толпы, был предельно вежлив, как мог торопил пограничников и вообще делал все, чтобы отправиться поскорее. К сожалению, не запомнил его имени, только компанию Eurolines TOKS, большой двухэтажный автобус отправлением из Вильнюса в начале июня в 12.30 и прибытием в Минск в 16.10
Короче говоря - обязательно закладывайте на переход российской или белорусской границы в любую сторону минимум два, а лучше четыре лишних часа. По моему опыту автобус в принципе, никогда, ни при каких обстоятельствах не может прибыть в конечный пункт на другой стороне границы точно по расписанию. Я рискнул купить билет Минск - Москва с отправлением в 19.30, мы приехали около 19.00, опоздание - около двух часов.
В Минске я был как всегда проездом и как всегда мне понравилось - не богато, но и не бедно и очень чисто. Если что - в торговом центре у автовокзала до сих пор работает Макдональдс, мне, правда, он ни к чему, я его на дух не переношу. А еще я - довольно рослый человек и терпеть не могу, когда некуда деть ноги. К автобусам европейских компаний тут не придерешься - по моему опыту, что в Италии, что в Литве - не важно, места между креслами достаточно. А вот наши и белорусы легко могут сэкономить и заказать в Китае “буратиновоз” в котором при вдвое меньших габаритах будет столько же кресел, сколько в огромном Neoplan. Я этого не учел, купил билет на автобус компании Intercars и всю ночь мучился, не зная как примоститься - кресла стоят почти вплотную друг к другу, поспать в таких условиях невозможно. Хорошо, что нас надолго и довольно часто выпускали погулять. Да, туалета в автобусе, конечно, не было, а на АЗС в Белоруссии, между тем, продается не только пиво но и другое бухло любой крепости.
К российско-белорусской границе я морально готовился загодя - сто лет не ездил в этом направлении, но оказалось, что ее просто нет. Ночью в автобус зашел человек в форме, вежливо поздоровался, мельком посмотрел паспорта… десять минут и привет, Россия. Ну что, всё? Да ни фига! Где-то под Смоленском на непонятном пункте продержали час. Просто тормозили автобусы, перетряхивали багаж, заставляли открывать чемоданы… Казалось бы, мы давно внутри РФ, таможня и граница далеко позади, все законные формальности соблюдены. На каком основании досмотр? С какого перепугу у всех белорусов забрали паспорта на проверку? Это вообще что было? Риторический вопрос, можете не отвечать, в России все давно всё понимают…
Тем не менее, на автовокзале в Саларьево мы были даже раньше расписания. Ну, здравствуй, лето в столице! Я устал от литовской погоды, радовался теплу, солнцу и старался пореже дышать - так отвык от родного воздуха, что еще несколько дней в горле першило и щипало глаза - с московской экологией не может справиться даже Собянин.
Ну а я справился с перемещением из Паланги в Москву ровно за сутки - отличный результат по нынешним временам. На самолетах с пересадками вряд ли выйдет быстрее и будет значительно дороже. Я же потратил на все путешествие 47 евро. Билеты Швянтойи - Минск (3 290 рублей если считать по 70 руб за евро), 1510 рублей билет Минск - Москва, плюс 700 рублей на такси до дома - извини, товарищ Керуак, не мог не шикануть напоследок)
Так что путешествуйте подольше, подальше и не только по России. Даже сейчас это возможно и совсем не дорого. Труднее чем раньше? Да, но гораздо проще, чем при советской власти, когда подавляющее большинство рожденных за железным занавесом могло смотреть на свободный мир лишь глазами Сенкевича.