"Придя в окрестности Кесарии Филипповой, Иисус стал спрашивать учеников Своих: «За кого принимают люди Сына Человеческого?» И они сказали: «Одни - за Иоанна Крестителя, другие - за Илию, а иные - за Иеремию или одного из пророков». «А вы? - спросил Он их. - За кого вы Меня принимаете?». «Ты - Мессия*, Сын Бога Живого!» - ответил Симон Петр. «Блажен ты, Симон, сын Ионы, - сказал ему Иисус. - Ведь не разум человеческий открыл тебе это, но Отец Мой Небесный. И Я говорю тебе: Ты - Петр, и на скале этой воздвигну Я церковь Мою; и силы смерти никогда не одолеют ее. Я ключи тебе дам Царства Небесного: на земле ты свяжешь то, что связано на Небесах, и разрешишь на земле на Небесах разрешенное» (Мф 16:13-19, перевод Кулаковых)
Есть такой американский актер - Дуэйн «Скала» Джонсон. Я вижу, многие из вас его знают. «Скала» – это прозвище, еще со времен карьеры в рестлинге. Его амплуа - хороший сильный парень с развитой мускулатурой и большим обаянием. «Скала» - хороший актер.
В христианской традиции есть свой «Скала». Иисус назвал так одного из своих учеников: Симон «Скала» или Симон «Камень», сын Ионы. У него не было таких бицепсов, как у Дуэйна Джонсона. Он был не таким обаятельным. Симон вообще не был героем или силачом – ни физически, ни духовно. Да, и «камень» из Симона – так себе, с большой трещиной. Многие из нас помнят его отречение. Апостол Павел упрекал Симона «Петра» в недостатке прямоты и стойкости. Но, именно Симона Иисус называет «Камнем» и основанием Церкви. Почему?
Я думаю, что все дело в решимости. Не имеет значения, что будет завтра - сегодня Симон говорит то, что чувствует, и так, как он это чувствует. Иисус спрашивает своих учеников: «Кем меня считают люди?». Ученики охотно отвечают Ему чужими словами. Но, когда Иисус спросил, «Кем считаете меня вы?», только Петр отвечает прямо: «Ты - Мессия, помазанник. Ты - Сын Живого Бога». Мы видим: учеников много, а отвечает один. Только Симон, сын Ионы, берет на себя ответственность. И поэтому сегодня он – «Камень», «Скала».
Это не так просто, как кажется. Быть честным и говорить то, что думаешь – опасное занятие. Мы очень хорошо это знаем и поэтому предпочитаем осторожность. Иногда мы молчим или используем «эзопов язык». Иногда мы используем язык искусства, чтобы выразить свои мысли и чувства. Но, сегодня Симон рискует, говорит прямо и называет Иисуса «Христом», «Мессией».
В то время за такие слова можно было получить кучу неприятностей. А в дни Матфея, когда появился этот рассказ, уже можно было стать мучеником. Эти слова дорого стоят.
Мы знаем, что «камень» из Симона никудышный. Постоянство – не его «конек». Простой рыбак из Галилеи так и не превратился в сверхчеловека с волшебными ключами от Неба. Такие истории больше подходят для «Марвел»…
Но, в этом рассказе есть послание для нас. Я вижу его так: если у тебя есть мужество верить другому, если ты честен с самим собой, готов взять на себя ответственность и сказать свое слово, то в твоей жизни открывается место для чуда. Например, так решаются старые проблемы. А если старое исчерпало себя, то в доверии и честности рождается что-то новое. Например, новые отношения – такие, как христианская община. Тогда даже самый слабый из нас станет «камнем».