Найти тему

Создание дизайна ТЗ для регистрации в Роспатент

Оглавление

Меня зовут Максим Анатольевич Глушков, я основатель патентного бюро Лабарум. В этой статье я хочу поделиться опытом и сделать отзыв на Лабарум, на то, как мы разрабатываем для клиентов товарные знаки. В статье вы не найдёте фишечек, используя которые в создании дизайнов, вы сможете сразу же стать самым лучшим в своей нише, но вы получите знания о том, каким должен быть знак и каким его делаем мы для своих клиентов, а также о сложностях, которые возникают в нашей работе с дизайном и как мы с ними справляемся.

Одним из залогов успешного бизнеса является узнаваемость вашего бренда в глазах потенциальных клиентов. Это можно сделать, зарегистрировав привлекательный товарный знак. Часто начинающий бизнесмен, задумываясь о ведении своего бизнеса законно, регистрирует наименование своего бизнеса — слово, — и начинает, например, наносить его на свою продукцию. За этим следуют попытки это слово стилизовать, графически изменить и даже нарисовать художественно и использовать в таком виде. Именно это и может привести к ситуациям судебного характера — нарушениям интеллектуальной собственности. Регистрируя товарный знак, важно закрепить не только слово, но и его графическую составляющую: со всеми элементами написания слова, а также с изобразительными элементами, которые это слово дополняют. К нам часто приходили клиенты, бывшие по этим вопросам на этапе судебных тяжб или после них, в этот раз клиенты понимали важность регистрации не только слова.

Какими бывают товарные знаки

Товарный знак — это обозначение, являющееся средством индивидуализации наименования вашей услуги, продукта или компании от услуги, продукта или компании ваших конкурентов. Другими словами это то, как именно вас и вашу компанию узнают и отличают клиенты от ваших конкурентов.

-2

Основные виды товарных знаков:

  • Словесный — состоит из букв, слов, предложений, их сочетаний;
  • Изобразительный — состоит из изображений, их сочетаний, графических элементов и прочего, но не содержит текст;
  • Комбинированный — состоит из разных комбинаций элементов: словесных, изобразительных и прочих;
  • Объёмный — состоит из трёхмерных объектов или фигур;
  • Звуковой — состоит из различных звуков, частей музыкальных композиций, шумов и прочего.

Существуют и другие виды товарных знаков: осязательный, голографические и даже вкусовые и многие другие. Наиболее распространённым видом товарных знаков является комбинированный с сочетанием словесного и изобразительного обозначения.

Процесс разработки дизайна товарного знака в Лабарум

Разработкой товарных знаков в Лабарум занимаются отдельные сотрудники — специалисты по разработке товарных знаков. Они не просто умеют сделать красивый, актуальный и качественный дизайн, но и сделать его таким, чтобы он соответствовал букве закона и требования регистрирующего органа — Роспатента.

Разработка знака проходит в 3 этапа: подготовительный этап, непосредственно этап разработки и этап взаимодействия с клиентом (этап доработки).

Если вы хотите зарегистрировать знак для работы в маркетплейсе, вам может быть полезна другая наша статья: Стоит ли в начале торговли на Wildberries зарегистрировать товарный знак: преимущества и ошибки

Подготовительный этап разработки дизайна

Перед разработкой дизайна важно понимать, какой дизайн нужен клиенту, какой дизайн хотели бы видеть потребители продукта и многое другое. Когда клиент обращается к нам, мы предлагаем ему заполнить бриф — анкету, в которой получим всю необходимую для разработки информацию. В такую анкету мы помещаем вопросы, которые дадут нам информацию о опыте компании, специализации, узнаваемости среди клиентов и прочее. Например: под каким брендом работаете сейчас и раньше, под какими корпоративными цветами, какие ценности и убеждения у компании, кто ваша целевая аудитория (сколько им лет, какой пол, соц. положение, что им интересно), какими должны видеть вас потребители, чем компания отличается от конкурентов, какой компания видится через 5-7 лет?

Получите расчёт стоимости регистрации товарного знака на нашем сайте.

Ответы на вопросы из брифа позволяют нам сложить целостную картину о компании и её потребителе, чтобы понять, какой дизайн товарного знака будет наиболее актуальным и выгодным. Важно подготовить дизайн, который будет соответствовать функциям товарного знака — факторам, которые будут помогать бизнесу развиваться:

  • Представление компании и привлечение внимание клиентов — первое впечатление клиент будет выстраивать, глядя на ваш знак, он может как привлекать внимание, так и отталкивать, соответствуя потребностям разным аудиториям;
  • Подчеркнуть отличия компании и её продукта от конкурентов — товарный знак хорошо отличает ваш продукт от продукта конкурентов, например, если вы продаёте какой-нибудь не уникальный товар (хлеб, яблоки, носки), в таком случае важно уникализировать свой продукт или услугу;
  • Позиционирование — элементы дизайна будут говорить клиенту о вашем продукте, его особенностях, качестве, цене и прочем;
  • Гарантия качества и повышение лояльности клиентов — хороший дизайн может расположить потребителя к вашему продукту, а также в глазах аудитории поднять качество продукта, сделать продукт лучше;
  • Правовая защита — использование зарегистрированного товарного знака делает ведение бизнеса более законным, а также вы, ваша компания, продукция и символика защищены законом от нечестной конкуренции;
  • Добавленная стоимость — товарный знак формирует репутацию о компании, позиционирует продукт и привлекает больше потребителей, что повышает стоимость, как и самого продукта, так и компании, и товарного знака, как предмета интеллектуальной собственности;
  • Нематериальный актив — зарегистрированный товарный знак делает ваш бренд более ценным в глазах других компаний, инвесторов, потребителей и потенциальных покупателей.

Дизайн, который разрабатывает профессиональный специалист, способен вместить в себя все эти функции и сделать ваш бизнес процветающим и конкурентоспособным. Клиенты Лабарум часто говорят как лично, так и на сайтах отзовиках, о том, как появление дизайна товарного знака повлияло на быстрое развитие их бизнеса. Так за 2021-й год команда Лабарум разработала с нуля и зарегистрировала 24 бренда и 56 логотипов, которые ускорили рост бизнеса наших клиентов.

Этап разработки дизайна

На данном этапе специалисты по разработке дизайна генерируют идеи и создают различные варианты графического обозначения товарного знака. Этот этап у частных лиц, занимающихся разработкой товарных знак для регистрации в Роспатенте может затянуться, поскольку обычные дизайнеры делают просто красивую картинку. Такой дизайн может не соответствовать закону Российской Федерации или быть отклонённым в связи с требованиями Роспатента. В таком случае приходится делать дизайн заново и попробовать зарегистрировать ещё раз. Процесс повторной регистрации может растянуться и на год, поскольку ответ от Роспатента не приходит быстро. Такая ситуация — ещё одна распространённая история, которую нам рассказывают клиенты Лабарум, которые приходят к нам после неудачных попыток самостоятельной регистрации дизайна от частника.

-3

Подобных ситуаций в Лабарум не случается: Роспатент ни разу не отклонял дизайн знака, который мы отправляли на регистрацию. Причиной этому является опытность и алгоритм действий наших специалистов по разработке дизайнов товарных знаков. Специалист сразу же, разрабатывая дизайн, соблюдая в нём нормы закона и требования Роспатента: знак не должен нарушать действующий закон. Также специалист сразу проверяет разработанный знак на тождество с уже другими зарегистрированными знаками. У наших сотрудников есть доступ к различным базам зарегистрированных знаков, поэтому, проверив их там, мы можем быть уверены, что знак не отклонят из-за возможного тождества с другим.

Этап доработки дизайна

После того, как специалист закончит с дизайном, проверит его по базам, мы отправляем готовые варианты клиенту. Обычно в таком случае отправляется от 3-х до 5-ти вариантов. Крайне редко бывает такое, чтобы клиент сразу же согласился с дизайном и был готов его регистрировать. Мы получаем обратную связь от клиента по понравившимся вариантам и отправляем их на доработку. В среднем одобрение от клиента мы получаем с 8-10 варианта. Бывает, что клиент соглашается только с 15-го варианта или больше, но в таком случае это сложный кейс по разработке или недовольный и придирчивый клиент.

Когда дизайн знака полностью сделан в соответствии с требованиями клиента и требований Роспатента и проверен на тождество по базам, его можно отправлять на регистрацию. Лабарум никогда не отправляет клиенту или в Роспатент не до конца готовый дизайн знака, который могут отклонить, проверяем его и доделываем, пока не будем уверены, что знак за регистрируют на все 100%.

Взаимодействие с клиентам, у которых есть дизайн

В Лабарум регулярно приходят клиенты без дизайна, которым необходимо зарегистрировать и разработать дизайн товарного знака под ключ. Мы оказываем различные услуги, например: нейминг (словесное обозначение знака), разработать логотип или и то и то (комбинированный вариант). Однако большинство наших клиентов всё же это те, кто приносят с собой дизайн, разработанный самостоятельно или каким-нибудь дизайнером.

-4

Мы готовы работать с такими клиентами, поскольку для нас это не является проблемой. Но даже полностью готовый дизайн от клиента не всегда готов к отправке на регистрацию в Роспатент. Дело зачастую в разработке без учёта требований закона или Роспатента: использование запрещённых знаков, слов, графики и прочего. Из всех клиентов, которые к нам приходят со своим готовым дизайном, у 26% знак полностью непригоден к регистрации по требованиям Роспатента, дизайн других 19% требует незначительных доработок.

Проверьте свой дизайн знака на нашем сайте. Мы проверим по базам и сообщим по возможности регистрации.

Дизайн знака, который мы получаем от клиента, мы отправляем на проверку к специалистам. Его проверяет патентный поверенный по различным базам зарегистрированных знаков, а также анализирует на предмет соответствия закону и требованиям Роспатента. Если по какой-либо причине знак не подходит, мы обсуждаем как онлайн, так и в офисе, варианты решения ситуации с клиентом. После утверждения решения, дизайн обычно отправляется специалисту на доработку с небольшими изменениями и сохранением старых узнаваемых элементов, но по желанию клиента мы можем также разработать дизайн знака и с нуля.

Если вам сложно выбрать фирму для регистрации вашего товарного знака, вам поможет наша другая статья: Кто хуже для регистрации товарного знака: мошенники или неопытные юристы

Выводы

Разработка дизайна товарного знака во многом более сложный процесс, чем кажется на первый взгляд. Начинающие бизнесмены, которые хотят зарегистрировать дизайн быстро и дёшево, часто делают его сами или с частными специалистами, но потом сталкиваются с отказом от Роспатента, из-за чего процесс регистрации затягивается, и момент для развития бизнеса теряется. Особенно высоко вероятен отказ, когда разрабатывают дизайн, наполняют его множеством ярких и специфических элементов с целью привлечь внимание потребителя, а часто и вовсе шокировать. Такие дизайны обречены на отказ.

Наше патентное бюро подготовит для вас такой дизайн товарного знака, который точно не отклонит Роспатент. Оставьте заявку на нашем сайте и убедитесь в этом!

Берегитесь не добросовестных дизайнеров. Делайте только те дизайны, который будут соответствовать всем функциям товарного знака и делать ваш бизнес процветающим и сильным, а продукт привлекательным и ценным для потребителя!

-5

Какие советы понравились и показались наиболее ценными? Что используете вы и что посоветуете другим? Жду ваших ответов в комментарии.

Всем удачных проектов!